Возможности отечественных программных решений для налогового мониторинга

| статьи | печать

22—23 марта в Москве состоялась Двадцатая юбилейная конференция «Корпоративное налоговое планирование», проведенная CFO-Russia. В числе ключевых тем двухдневных выступлений и дискуссий — и вопросы перехода на налоговый мониторинг, и все, что с данным процессом связано. А связано ни много ни мало — целый ряд требований к информационным системам предприятия.

Было интересно мнение не только непосредственных участников налогового мониторинга — представителей компаний и ФНС, но и практиков внедрения современных ИТ-решений налогового учета в России.

Проект приказа «Об утверждении требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам», на который мы еще не раз будем ссылаться — пока документ, требующий множества пояснений. Вопросы к нему звучали и на круглом столе конференции. Львиная доля этих вопросов связана с конкретными требованиями к информационным системам организации.

Отдельно отметим выступление «Новые требования к информационным системам и возможности отечественных программных решений для налогового мониторинга», которое подготовили разработчики отечественного IT-решения для перехода на новую форму взаимодействия с ФНС в формате витрины данных с прямым подключением.

Как отметил представитель компании-разработчика, система витрины данных предназначена для онлайн-взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в рамках налогового мониторинга. Это электронный сервис, который в режиме реального времени предоставляет доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, системе внутреннего контроля, а также поддерживает электронный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом. Не первый год IТ-специалисты и методологи в области налогового и бухгалтерского учета работают над системой, позволяющей упростить процесс вхождения и дальнейшей работы предприятий в режиме налогового мониторинга.

При этом сам путь перехода компании на новую форму налогового контроля специалисты разделили на три ключевых этапа: консультирование и обследование, методологию и собственно вступление в налоговый мониторинг.

Основные требования к информационной системе, обозначенные в проекте приказа, подчеркивают эксперты, затрагивают в значительной мере техническую сторону вопроса. А ведь именно эта составляющая не просто важна для процесса вхождения в налоговый мониторинг, но и предусматривает очевидные затраты предприятия на его внедрение. И всем, безусловно, важно понимать их масштабность.

К моменту перехода на новый формат налогового контроля информационная система предприятия должна отвечать ряду актуальных требований, в числе которых: требования к самим информационным системам, их функциональным возможностям, требования к документам и запросам, требования к раскрытию показателей налоговой отчетности.

Информационные системы организации к моменту вступления в налоговый мониторинг должны содержать такие функциональные возможности, как:

  • выполнение автоматических контролей правильности формирования показателей налоговой отчетности;

  • выполнение автоматических контролей использования справочной информации;

  • выполнение автоматических контролей правильности отражения в учете первичных документов.

Предъявленные требования к структуре хранения электронных образов предусматривают соблюдение нескольких условий, среди которых: формирование перечня видов электронных документов в соответствии с требованиями к структуре справочника, раздельное сканирование и хранение электронных документов в формате PDF, наличие связи операции с электронным документом и отражение реквизитов данных документов, автоматическую обработку запросов и автоматическую подготовку ответов на них.

При этом запросная система должна обеспечивать процессы информирования об ожидаемом времени ответов на запросы, контроля сроков предоставления ответа и оповещение сотрудников о предстоящем сроке ответа, формировать отчет о работе запросной системы участника налогового мониторинга по установленной форме. При этом должна сохраняться история всех обращений и операций в системе.

Также одним из рассматриваемых дополнительных вариантов взаимодействия ФНС и налогоплательщика в рамках налогового мониторинга является онлайн-чат, который должен предусматривать возможность в режиме реального времени обмен текстовыми сообщениями или совершения видеозвонков.

Комментарий эксперта

К моменту подготовки перехода на налоговый мониторинг информационная система налогоплательщика должна содержать бухгалтерскую, налоговую и иную отчетность за период налогового мониторинга. Регистры и расшифровки показателей бухгалтерского и налогового учета, а также документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов, должны содержать всю требуемую ФНС информацию в озвученных разрезах и детализации.

Весь процесс начинается с консультирования и определения готовности организации к налоговому мониторингу. На этом этапе мы объясняем, что такое налоговый мониторинг, осуществляем аудит информационных систем налогоплательщика, смотрим, как выстроены учетные процессы и процессы формирования отчетности. После этого готовится дорожная карта вступления в налоговый мониторинг и выдаются рекомендации для доработки (в случае необходимости) информационных систем.

На следующем этапе — параллельно ведется разработка методологических документов, формируются регламент информационного взаимодействия и документация по системе внутреннего контроля и идет внедрение продукта Т1 EasyTax. Осуществляется развертывание, настройка и адаптация системы для конкретного заказчика. Что важно отметить — в конце этого этапе мы демонстрируем систему как клиенту, так и сотрудникам ФНС. Проводим совместное обучение, чтобы стороны могли быстрее и эффективнее взаимодействовать между собой с помощью нашей витрины данных.