Буря после затишья. Число проверок и уголовных дел против бизнеса стремительно растет

| статьи | печать
Буря после затишья. Число проверок и уголовных дел против бизнеса стремительно растет

После относительно спокойного периода в начале пандемии количество проверок контрольно-надзорных органов выросло почти в два раза, а число уголовных дел против предпринимателей — на 10%. Бизнес-омбудсмен предлагает дать право уполномоченным по защите прав предпринимателей участвовать в судебных процессах в качестве защитника. Помочь бизнесменам также может платформа «забизнес.рф», через которую можно подать жалобу на чиновников и силовиков сразу в верхний эшелон власти.

Вскоре после начала эпидемии коронавируса правительство приняло решение приостановить проверки бизнеса контрольно-надзорными органами, что стало одним из весомых инструментов поддержки предпринимателей. Однако с начала нынешнего года мораторий на проверки стал уходить в прошлое, что открыло «ящик Пандоры» контрольно-надзорной деятельности.

Если в прошлом году общее количество проверок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях снизилось на 60%, то в 2021 г., по оценке уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Бориса Титова, оно начало стремительно расти. «По итогам 1-го полугодия проведено 493 тыс. проверок, это почти столько же, сколько было за весь прошлый год. Очень активизировались проверяющие органы», — подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Между тем число проверок не только портит имидж властей того или иного региона, но и сильно снижает его позицию в Индексе административного давления, который ежегодно делает аппарат бизнес-омбудсмена.

Индекс административного давления (ИАД) обычно становится частью ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей президенту страны. Индекс учитывает показатели ключевых контрольных ведомств: Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роструда, МЧС, Росздравнадзора и Ространснадзора, на которые в сумме приходится около 60% контрольных и надзорных мероприятий в стране. В нем анализируются четыре показателя: доля предупреждений от общего числа наказаний; доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору; доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых проверок, и административный «налог».

Важная деталь: начиная с 2022 г. ИАД станет составной частью Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, который формирует Агентство стратегических инициатив. Как известно, позиция региона в рейтинге АСИ традиционно является ключевым показателем успешности работы губернаторов. Отсюда недалеко и до оргвыводов…

Одним из значимых результатов ИАД за 2021 г., по словам г-на Титова, стал факт, что снижение числа проверок в прошлом году на фоне пандемии не привело к количеству опасных инцидентов. «Это заставляет задуматься — нужны ли они в принципе в таком количестве», — задался он риторическим вопросом.

«Да, может быть, где-то предприниматели не так строго соблюдают установленные правила, — комментирует ситуацию премьер-министр Башкортостана, который поднялся в ИАД-2021 с 11-го места на 9-ю позицию, Андрей Назаров. — Но в любом случае надо, чтобы они знали, где нарушают, и в щадящем режиме могли работать над устранением нарушений».

Предпринимательское сообщество особенно тревожит быстрый рост числа уголовных дел по экономическим статьям УК. Так, в 1-м полугодии 2021 г. количество находившихся в производстве уголовных дел по статьям 159—159.6 («Мошенничество»), 160 («Присвоение или растрата»), 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием») и главе 22 УК РФ («Преступления в сфере экономической деятельности») выросло на 9,2% по сравнению с январем — июнем прошлого года (292 071 дело против 267 463 дел годом ранее).

Более того, количество приостановленных производством дел по этим составам преступлений увеличилось еще значительнее — на 16,46%.

«Надо усиливать институт бизнес-омбудсмена, возможно, даже через наделение дополнительными полномочиями, — уверен г-н Титов. — Правоохранители нас по-прежнему зачастую воспринимают как пятое колесо в процессуальной телеге. Конечно, прокуратура — некий мост для диалога, тем не менее следствие всегда ссылается на имеющиеся в уголовном деле материалы, ознакомление с которыми для нас невозможно. Отсутствие процессуальных прав у уполномоченного существенно снижает возможность для реализации реальных мер реагирования».

Такие предложения уже включены в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена главе государства. В частности, в нем предлагается дать федеральному уполномоченному право участвовать в уголовных процессах в роли защитника и в этом статусе беспрепятственно знакомиться с соответствующими материалами уголовных дел. Одновременно с этим можно наделить омбудсмена свидетельским иммунитетом, в соответствии с которым он не должен допрашиваться по обстоятельствам, ставшим ему известными в связи с выполнением его функций.

Еще одним инструментом защиты бизнесменов от административного пресса и незаконных уголовных преследований является АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», которая обеспечивает работу сервиса «забизнес.рф». С его помощью бизнесмены могут обращаться со своими жалобами сразу на верхние уровни властной пирамиды, где их доводы рассмотрят чиновники высокого ранга.

Платформа, по словам ее гендиректора Элины Сидоренко, существует уже два года, за время ее работы удалось отправить на верхний этаж государства более 2300 обращений предпринимателей. В ближайшее время этот показатель планируется увеличить в полтора раза.

Результаты сервиса позволили выявить ряд системных проблем, с которыми сталкивается бизнес. Среди самых острых болевых точек г-жа Сидоренко назвала перевод гражданско-правовых споров в уголовно-процессуальную плоскость, что позволяет «отправить на нары» бизнесменов, которые отказываются отдавать свой бизнес недобросовестным конкурентам или коррумпированным силовикам.

По-прежнему часто встречается недобросовестная квалификация неисполнения договорных обязательств в качестве мошеннических действий. Многие обращения связаны с нарушениями при проведении доследственных проверок.

«Сегодня мы ведем активную работу, ведем социальные сети, которые читаются предпринимателями, — отметила Э. Сидоренко. — Но специфика платформы, конечно, имеет место быть, и мы не можем взять охваты в 100 тыс. человек и более».