Известие о новом локдауне не вызвало потребительского ажиотажа

| статьи | печать

На неделе 18—24 октября динамика и структура расходов россиян практически не отреагировали на объявление о введении коронавирусных ограничений. Аналитики СберИндекса отмечают лишь небольшие дополнительные траты по отдельным направлениям.

Согласно их замеру, прирост расходов на товары и услуги в России за период 18—24 октября 2021 г. составил 13,2% в годовом измерении.

По сравнению с предшествовавшей неделей (11— 17 октября) на 10,5% выросли расходы в салонах красоты, на 5% — в сегменте «Кафе, бары, рестораны». Примерно такие же изменения авторы исследования зафиксировали отдельно в Москве и Московской области. По их оценке, это значимые колебания, но они не подходят под определение ажиотажного спроса.

Аналитики СберИндекса полагают, что часть россиян решила использовать локдаун как дополнительный отпуск, поскольку произошла некоторая активизация расходов на транспорт — как локальный, так и международный. Кроме того, авторы анализа выявили дополнительный спрос на отели. Расходы на гостиницы внутри России по итогам рассматриваемой недели увеличились на 6% по сравнению с предшествующей неделей, на зарубежные объекты — на 24%. Правда, аналитики отмечают, что в последней цифре продолжает проявляться эффект низкой базы.

Названные колебания в целом свидетельствуют им об изменении поведения лишь отдельных групп потребителей. Общая динамика по спросу — +13,2% год к году после +13,7% неделей ранее — убеждает в отсутствии масштабных сдвигов.

Более того, эксперты СберИндекса отмечают, что в категории «Продовольствие», где наблюдался шквал покупок накануне первого локдауна, расходы 18—24 октября даже снизились относительно предшествовавшей недели.

Темпы роста трат на бытовую технику и электронику вторую неделю подряд остаются однозначными относительно 2020 г. (+7,9%).

По сравнению с неделей ранее индекс потребительской активности несколько снизился, что хорошо согласуется с общей динамикой спроса, заключают авторы исследования.

В свою очередь, исследовательский холдинг «Ромир» зафиксировал аналогичную годовую динамику расходов домохозяйств на рассматриваемой неделе, но относительно предшествовавшего периода (11—17 октября), по его данным, спрос не сократился, а немного подрос, причем третью неделю подряд.

Так, эксперты «Ромира» информируют, что с 18 по 24 октября 2021 г. средние недельные расходы россиян составили 5238 руб., что на 12% (560 руб.) больше, чем в аналогичный период 2020 г. А по сравнению с предыдущей неделей траты выросли на 1,3% (на 70 руб.). Но напомним, что данный показатель «Ромира» отражает динамику объема потребления только товаров повседневного спроса.