Ответственность за нарушение правил об обязательной маркировке: что грозит сейчас и за что будут штрафовать с декабря 2021 г.?

| статьи | печать

Требования об обязательной маркировке товаров начали действовать еще в 2019 г. Перечень таких товаров поэтапно расширяется. За нарушения, связанные с маркировкой, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Причем сейчас действуют штрафы за продажу и производство товаров. Но уже предлагается штрафовать еще и за оборот немаркированных товаров и вывод из оборота. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы. Эта статья — о том, что грозит уже сейчас за нарушения, связанные с требованиями об обязательной маркировке, и как ответственность изменится уже в ближайшие месяцы.

С 01.07.2019 действуют правила об обязательной маркировке товаров (они были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа“ и статьи 5 и 8 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“». Тогда появилась обязанность маркировать табачную продукцию. Сейчас перечень товаров, которые нужно в обязательном порядке маркировать, гораздо больше.

Когда нужна маркировка?

В настоящее время перечень товаров, на которых должна быть обязательная маркировка, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Он периодически обновляется (см. таблицу «Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке»).

Таблица 1. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке (на 16.09.2021)

Товар, подлежащий обязательной маркировке

Когда маркировка станет обязательной

Сигареты, папиросы, сигары

Уже обязательна

Духи и туалетная вода

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

Обувь

Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки

Сыры, мороженое и прочие виды пищевого льда

Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток

Молочная продукция со сроком хранения до 40 суток

01.12.2021

Велосипеды и велосипедные рамы

01.03.2022

Упакованная вода (воды минеральные природные упакованные

01.12.2021

Упакованная вода (воды природные питьевые упакованные, воды купажированные питьевые упакованные, воды искусственно минерализованные питьевые упакованные, воды обработанные питьевые упакованные)

01.03.2022


Если товар входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, его производитель или импортер должны нанести на каждую единицу товара или на упаковку уникальный код в формате DataMatrix. Этот код можно проверить в специальной системе мониторинга («Честный знак»). С помощью такой проверки можно определить, не является ли товар контрафактным.

Далее механизм такой: оптовый продавец примет товар и передаст данные о его перемещениях в систему мониторинга. Розничный продавец примет товар и продаст его. При этом он пробьет код через онлайн-кассу, и та передаст данные в систему. После этого товар будет снят с учета из системы мониторинга.

Что грозит за нарушение правил маркировки по КоАП РФ?

На данный момент установлена административная ответственность за следующие виды нарушений в сфере обязательной маркировки:

  • за производство, продажу немаркированного товара, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров в целях сбыта (ч. 1, 2 ст. 15.12 КоАП РФ). Например, если на товаре нет маркировки или ее неправильно нанесли;

  • за производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ);

  • за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ);

  • за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных (ст. 6.34 КоАП РФ).

Кроме того, штрафы возможны за отсутствие в чеке кода товара. Без этого кода данные о продаже не передаются в систему мониторинга (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

В июле 2021 г. был принят закон, которым внесены поправки в части административной ответственности за нарушение правил об обязательной маркировке (Федеральный закон от 11.06.2021 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», далее — Закон № 204-ФЗ). В нем преду­смотрено, что административная ответственность по ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ будет наступать не только за производство и продажу немаркированных товаров, но также и за ввод в оборот немаркированного товара. Однако эта поправка начнет действовать с 01.12.2021.

Протоколы по нарушениям ст. 15.12 КоАП РФ будут составлять Роспотребнадзор и Росстандарт (подп. «б», «в» п. 7 ст. 1 Закона № 204-ФЗ). Дела о нарушениях по ст. 15.12 КоАП РФ по-прежнему будут рассматривать судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Также с декабря 2021 г. появится отдельная административная ответственность за производство и продажу немаркированных лекарственных средств.

Сейчас за такое правонарушение штрафуют по общей статье — ст. 15.12 КоАП РФ. При этом размер штрафа не изменится (ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ в редакции Закона № 204-ФЗ). Исключение — индивидуальные предприниматели будут нести ответственность по ст. 6.34 КоАП РФ не как юридические лица, а как должностные лица. Дело в том, что в нынешней редакции содержится примечание о том, что за правонарушение по ст. 6.34 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. С 01.12.2021 это примечание исчезнет. Следовательно, для индивидуальных предпринимателей размер штрафа существенно сократится.

Составлять протоколы за нарушения по ч. 1 ст. 6.34 КоАП РФ, то есть за производство и продажу немаркированных лекарств, будут Росздравнадзор и Минпромторг. Дела об административных нарушениях по ч. 1 ст. 6.34 КоАП РФ будут рассматривать судьи, а нарушения по ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ (несвоевременное внесение данных в систему мониторинга) — Росздравнадзор. Об этом указано в п. 4, 5 ст. 1 Закона № 204-ФЗ, ч. 1 ст. 23.81 КоАП РФ).

Что изменится в административной ответственности?

В июле 2021 г. в Госдуму был внесен законопроект с очередными поправками в части административной ответственности в сфере обязательной маркировки.

Это законопроект № 1221702-7 «О внесении изменений в статьи 15.12 и 15.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (текст и пояснительная записка размещены на сайте www.sozd.duma.gov.ru).

Сейчас в КоАП РФ (с учетом поправок, вступающих в силу с 01.12.2021) по общему правилу запрещен только ввод товаров в оборот с нарушением законодательства об обязательной маркировке. В законопроекте предлагается предусмотреть административную ответственность не только за введение в оборот немаркированных товаров, но и сам оборот, а также вывод из оборота товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке. То есть штрафовать будут еще и лиц, которые перепродают немаркированный товар.

На данный момент в законопроекте указано, что он может вступить в силу с 01.02.2022. 

Таблица 2. Административная ответственность за нарушение правил обязательной маркировки (с 01.12.2021)

Нарушение

Наказание

Источник

Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения маркировки либо с нарушением порядка их нанесения 

Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения или внесение в нее недостоверных данных

Производство, ввод в оборот без маркировки подлежащих маркировке товаров (за исключением лекарств, алкоголя и табака)

Конфискация и штраф:

  • для должностных лиц — в размере от 5000 до 10 000 руб., 

  • для юридических лиц — в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Часть 1 ст. 6.34 КоАП РФ 

Часть 2 ст. 6.34 КоАП РФ 

Часть 1 Ст. 15.12 КоАП РФ

Продажа без маркировки, а также хранение, перевозка либо приобретение товаров в целях сбыта (за исключением лекарств, алкоголя и табака)

Конфискация и штраф: 

  • для граждан — в размере от 2000 до 4000 руб., 

  • для должностных лиц — в размере от 5000 до 10 000 руб., 

  • для юридических лиц — в размере от 50 000 до 300 000 тыс. руб.

Часть 2 ст. 15.12 КоАП РФ

Производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения необходимой информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации

Конфискация и штраф: 

  • для должностных лиц — в размере от 10 000 до 15 000 руб., 

  • для юридических лиц — в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Часть 3 ст. 15.12 КоАП РФ

Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения необходимой информации

Конфискация и штраф: 

  • для граждан — в размере от 4000 до 5000 руб.,

  • для должностных лиц — в размере от 10 000 до 15 000 руб., 

  • для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.

Часть 4 ст. 15.12 КоАП РФ

Непредставление сведений или нарушение порядка и сроков представления сведений, подлежащих обязательной маркировке, либо представление неполных или недостоверных сведений в систему мониторинга

Предупреждение или штраф: 

  • для должностных лиц — в размере от 1000 до 10 000 руб.,

  • для юридических лиц — в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Статья 15.12.1 КоАП РФ

 

К сведению

Уголовная ответственность за нарушения в сфере обязательной маркировки

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки установлена в ст. 171.1 УК РФ. Наказание зависит от обстоятельств, связанных с преступлением. Если нет группы лиц или особо крупного размера, то в качестве наказания возможны:

  • штраф в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;

  • принудительные работы на срок до трех лет;

  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Еще есть нюанс насчет определения крупного и особо крупного размера. Дело в том, что крупным размером для немаркированных продовольственных товаров является сумма более 400 000 руб., а особо крупным — более 1,5 млн руб. (это при производстве, приобретении, хранении, перевозке в целях сбыта или сбыте продовольственных товаров без маркировки — ч. 3, 4 ст. 171.1 УК РФ). А для немаркированного алкоголя и табака крупный размер считается уже от 100 000 руб., особо крупный размер — от 1 млн руб. (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

С 01.12.2021 эти наказания будут распространяться еще и на производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, то есть на использование поддельной маркировки. Такие поправки были внесены Федеральным законом от 01.07.2021 № 293-ФЗ.