Требования об обязательной маркировке товаров начали действовать еще в 2019 г. Перечень таких товаров поэтапно расширяется. За нарушения, связанные с маркировкой, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Причем сейчас действуют штрафы за продажу и производство товаров. Но уже предлагается штрафовать еще и за оборот немаркированных товаров и вывод из оборота. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы. Эта статья — о том, что грозит уже сейчас за нарушения, связанные с требованиями об обязательной маркировке, и как ответственность изменится уже в ближайшие месяцы.
С 01.07.2019 действуют правила об обязательной маркировке товаров (они были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа“ и статьи 5 и 8 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“». Тогда появилась обязанность маркировать табачную продукцию. Сейчас перечень товаров, которые нужно в обязательном порядке маркировать, гораздо больше.
Когда нужна маркировка?
В настоящее время перечень товаров, на которых должна быть обязательная маркировка, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Он периодически обновляется (см. таблицу «Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке»).
Таблица 1. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке (на 16.09.2021)
Товар, подлежащий обязательной маркировке |
Когда маркировка станет обязательной |
Сигареты, папиросы, сигары |
Уже обязательна |
Духи и туалетная вода |
|
Шины и покрышки пневматические резиновые новые |
|
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи |
|
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек |
|
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия |
|
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное |
|
Обувь |
|
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки |
|
Сыры, мороженое и прочие виды пищевого льда |
|
Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток |
|
Молочная продукция со сроком хранения до 40 суток |
01.12.2021 |
Велосипеды и велосипедные рамы |
01.03.2022 |
Упакованная вода (воды минеральные природные упакованные |
01.12.2021 |
Упакованная вода (воды природные питьевые упакованные, воды купажированные питьевые упакованные, воды искусственно минерализованные питьевые упакованные, воды обработанные питьевые упакованные) |
01.03.2022 |
Если товар входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, его производитель или импортер должны нанести на каждую единицу товара или на упаковку уникальный код в формате DataMatrix. Этот код можно проверить в специальной системе мониторинга («Честный знак»). С помощью такой проверки можно определить, не является ли товар контрафактным.
Далее механизм такой: оптовый продавец примет товар и передаст данные о его перемещениях в систему мониторинга. Розничный продавец примет товар и продаст его. При этом он пробьет код через онлайн-кассу, и та передаст данные в систему. После этого товар будет снят с учета из системы мониторинга.
Что грозит за нарушение правил маркировки по КоАП РФ?
На данный момент установлена административная ответственность за следующие виды нарушений в сфере обязательной маркировки:
-
за производство, продажу немаркированного товара, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров в целях сбыта (ч. 1, 2 ст. 15.12 КоАП РФ). Например, если на товаре нет маркировки или ее неправильно нанесли;
-
за производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ);
-
за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ);
-
за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных (ст. 6.34 КоАП РФ).
Кроме того, штрафы возможны за отсутствие в чеке кода товара. Без этого кода данные о продаже не передаются в систему мониторинга (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
В июле 2021 г. был принят закон, которым внесены поправки в части административной ответственности за нарушение правил об обязательной маркировке (Федеральный закон от 11.06.2021 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», далее — Закон № 204-ФЗ). В нем предусмотрено, что административная ответственность по ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ будет наступать не только за производство и продажу немаркированных товаров, но также и за ввод в оборот немаркированного товара. Однако эта поправка начнет действовать с 01.12.2021.
Протоколы по нарушениям ст. 15.12 КоАП РФ будут составлять Роспотребнадзор и Росстандарт (подп. «б», «в» п. 7 ст. 1 Закона № 204-ФЗ). Дела о нарушениях по ст. 15.12 КоАП РФ по-прежнему будут рассматривать судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Также с декабря 2021 г. появится отдельная административная ответственность за производство и продажу немаркированных лекарственных средств.
Сейчас за такое правонарушение штрафуют по общей статье — ст. 15.12 КоАП РФ. При этом размер штрафа не изменится (ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ в редакции Закона № 204-ФЗ). Исключение — индивидуальные предприниматели будут нести ответственность по ст. 6.34 КоАП РФ не как юридические лица, а как должностные лица. Дело в том, что в нынешней редакции содержится примечание о том, что за правонарушение по ст. 6.34 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. С 01.12.2021 это примечание исчезнет. Следовательно, для индивидуальных предпринимателей размер штрафа существенно сократится.
Составлять протоколы за нарушения по ч. 1 ст. 6.34 КоАП РФ, то есть за производство и продажу немаркированных лекарств, будут Росздравнадзор и Минпромторг. Дела об административных нарушениях по ч. 1 ст. 6.34 КоАП РФ будут рассматривать судьи, а нарушения по ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ (несвоевременное внесение данных в систему мониторинга) — Росздравнадзор. Об этом указано в п. 4, 5 ст. 1 Закона № 204-ФЗ, ч. 1 ст. 23.81 КоАП РФ).
Что изменится в административной ответственности?
В июле 2021 г. в Госдуму был внесен законопроект с очередными поправками в части административной ответственности в сфере обязательной маркировки.
Это законопроект № 1221702-7 «О внесении изменений в статьи 15.12 и 15.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (текст и пояснительная записка размещены на сайте www.sozd.duma.gov.ru).
Сейчас в КоАП РФ (с учетом поправок, вступающих в силу с 01.12.2021) по общему правилу запрещен только ввод товаров в оборот с нарушением законодательства об обязательной маркировке. В законопроекте предлагается предусмотреть административную ответственность не только за введение в оборот немаркированных товаров, но и сам оборот, а также вывод из оборота товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке. То есть штрафовать будут еще и лиц, которые перепродают немаркированный товар.
На данный момент в законопроекте указано, что он может вступить в силу с 01.02.2022.
Таблица 2. Административная ответственность за нарушение правил обязательной маркировки (с 01.12.2021)
Нарушение |
Наказание |
Источник |
Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения маркировки либо с нарушением порядка их нанесения Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения или внесение в нее недостоверных данных Производство, ввод в оборот без маркировки подлежащих маркировке товаров (за исключением лекарств, алкоголя и табака) |
Конфискация и штраф:
|
Часть 1 ст. 6.34 КоАП РФ Часть 2 ст. 6.34 КоАП РФ Часть 1 Ст. 15.12 КоАП РФ |
Продажа без маркировки, а также хранение, перевозка либо приобретение товаров в целях сбыта (за исключением лекарств, алкоголя и табака) |
Конфискация и штраф:
|
Часть 2 ст. 15.12 КоАП РФ |
Производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения необходимой информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации |
Конфискация и штраф:
|
Часть 3 ст. 15.12 КоАП РФ |
Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения необходимой информации |
Конфискация и штраф:
|
Часть 4 ст. 15.12 КоАП РФ |
Непредставление сведений или нарушение порядка и сроков представления сведений, подлежащих обязательной маркировке, либо представление неполных или недостоверных сведений в систему мониторинга |
Предупреждение или штраф:
|
Статья 15.12.1 КоАП РФ |
К сведению
Уголовная ответственность за нарушения в сфере обязательной маркировки
Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки установлена в ст. 171.1 УК РФ. Наказание зависит от обстоятельств, связанных с преступлением. Если нет группы лиц или особо крупного размера, то в качестве наказания возможны:
-
штраф в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
-
принудительные работы на срок до трех лет;
-
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
Еще есть нюанс насчет определения крупного и особо крупного размера. Дело в том, что крупным размером для немаркированных продовольственных товаров является сумма более 400 000 руб., а особо крупным — более 1,5 млн руб. (это при производстве, приобретении, хранении, перевозке в целях сбыта или сбыте продовольственных товаров без маркировки — ч. 3, 4 ст. 171.1 УК РФ). А для немаркированного алкоголя и табака крупный размер считается уже от 100 000 руб., особо крупный размер — от 1 млн руб. (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).
С 01.12.2021 эти наказания будут распространяться еще и на производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, то есть на использование поддельной маркировки. Такие поправки были внесены Федеральным законом от 01.07.2021 № 293-ФЗ.