Как остановить цены на бензин

| статьи | печать

Рост мировых цен на нефть стимулирует российских производителей расширять экспорт вместо поставок на отечественные НПЗ. Меры, которые использует Правительство РФ, компенсируют порядка 60% разницы между экспортной и внутренней ценой, однако они не обеспечивают компаниям удовлетворительной доходности на отечественном рынке. Чтобы остановить рост биржевых и розничных цен на бензин и дизельное топливо, эксперты предлагают использовать механизм адаптации экспортных пошлин к мировым ценам, который уже применяется на зерновом рынке.

Восстановление глобальной экономической активности в 2021 г., отмена локдаунов во многих странах и достигнутые договоренности в рамках ОПЕК+ привели к росту мировых цен на черное золото и нефтепродукты. На этом фоне вопрос сдерживания роста внутренних цен на бензин и дизельное топливо снова возник в текущей повестке национального регулирования.

Резкий всплеск цен глобального рынка произошел в период с начала декабря 2020 г. по конец января 2021 г. Тогда стоимость бензина Regular на мировом рынке (в долл.) выросла на 26,1%, дизельного топлива — на 16,6%. Интенсивный рост цен создал предпосылки для вынужденного вмешательства регулятора. Услов­ная цена «отрицательного акциза» была скорректирована в сторону снижения с 1 мая 2021 г.

«В текущих условиях снижение условной цены сопровождается ростом ее отклонения от растущего экспортного нетбэка, — подчеркивает эксперт Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ Александр Курдин. — С одной стороны, эта мера стабилизирует внутренние цены на бензин и дизельное топливо, но с другой — еще в большей степени увеличивает бюджетные выплаты нефтяным компаниям».

Государство компенсирует около 60% разницы между экспортным нетбэком и оптовыми ценами, однако производители все равно не получают достаточной для них доходности. Другими словами, на данный момент эффективность применения «отрицательного акциза» как нерыночного инструмента стабилизации цен на внутреннем рынке является дискуссионной, что подтверждает динамика топливного рынка.

Биржевые цены на бензин, вышедшие на исторические максимумы, стимулировали Минэнерго обратиться в Правительство РФ с предложением о временном ограничении его экспорта для увеличения предложения на внутреннем рынке. Однако инициатива не была поддержана: нефтяным компаниям была дана рекомендация по увеличению продаж на биржевых торгах.

«Запрет на экспорт в действительности может негативно отразиться на доле российских компаний на мировом рынке нефтепродуктов и создать негативные эффекты для российской экономики в долгосрочной перспективе, — считает сотрудница АЦ Валентина Скрябина. — Однако стабилизация внутреннего рынка является необходимой, что увеличивает потребность в гибких и надежных инструментах».

Одним из вариантов модификации ценового демпфера, по словам А. Курдина, является создание механизма, работающего через адаптацию экспортных пошлин, что кажется более мягкой мерой по сравнению с предлагаемым ранее запретом на экспорт нефтепродуктов.

Подобный механизм разработан Минэкономразвития в отношении рынка зерна. Он предусматривает закрепление зависимости экспортной пошлины от индикативной цены на зерно, установленной исходя из средних цен контрактов на базисе FOB Новороссийск в долларах за одну неделю. В случае если индикативная цена на пшеницу не превышает установленный минимальный норматив (или базовую цену), субъектами рынка не уплачивается экспортная пошлина. В противном случае — экспортер оплачивает пошлину, равную 70% от разницы базовой и индикативной цены. Таким образом, эта мера сдерживает рост экспорта зерна при повышении мировых цен во избежание дефицита на внутреннем рынке, что делает данный встроенный механизм близким к рыночному.

В любом случае регулятор, по оценке профессора Леонида Григорьева, снова оказывается в сложной позиции, поскольку, безусловно, заинтересован в сдерживании цен на топливо как из общих социальных соображений, так и таргетирования инфляции. В то же время интересы производителей нефтепродуктов также имеют значение. Устойчивость долгосрочной политики будет особенно важна в обозримом будущем, в котором ожидается решение еще более сложных задач по энергетическому переходу.