Нужно ли требовать от работника заявление для выплаты больничных?

| статьи | печать

В письме от 18.03.2021 № 02-08-01/15-05-2461л ФСС России разъяснил, является ли актуальной в 2021 г. форма заявления о выплате (перерасчете) пособия, утвержденная приказом ФСС России от 24.11.2017 № 578.

С 1 января 2021 г. пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются работникам напрямую из ФСС России (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 01, 2021). При этом первые три дня болезни оплачиваются работодателем, а остальные дни — ФСС России (п. 8 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 г. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375, далее — новое Положение).

До 2021 г. выплата пособий по временной нетрудоспособности напрямую из ФСС России проводилась в рамках пилотного проекта в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. Этим документом было предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо должно обратиться к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для его назначения и выплаты. Форма заявления была утверждена приказом ФСС России от 24.11.2017 № 578.

Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, во исполнение которого была утверждена форма заявления, применялось в 2012—2020 гг. В новом Положении, действующем с этого года, никаких указаний о необходимости подачи заявления нет. В связи с этим возник вопрос: вправе ли работодатель требовать от работника подачи заявления о выплате пособия по временной нетрудоспособности?

Пунктом 2 нового Положения установлено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ, в случае их отсутствия у страхователя. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Так, исходя из положений ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, работник должен представить следующие документы:

  • листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

  • справку о сумме заработка у предыдущего работодателя по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;

  • до­кумен­ты, подтверждающие страховой стаж (трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности).

В связи с этим специалисты ФСС России разъяснили, что заполнять заявление о выплате пособия по форме, утвержденной приказом ФСС России от 24.11.2017 № 578, в этом году не нужно. При этом они напомнили, что с 1 января 2021 г. работники при трудоустройстве или в процессе трудовой деятельности должны представлять работодателю сведения о себе, необходимые страхователю и территориальному органу ФСС России для выплаты страхового обеспечения по форме, утверждаемой ФСС России (п. 2 нового Положения). В настоящее время приказ об утверждении формы «Сведения о застрахованном лице» находится на регистрации в Минюсте России. Специалисты фонда рекомендовали территориальным органам ФСС России, страхователям и застрахованным лицам до вступления этого приказа в силу использовать для назначения и выплаты страхового обеспечения форму сведений о застрахованном лице, предусмотренную вышеуказанным проектом приказа.