Деловая активность малого бизнеса вышла на докризисный уровень, но далеко не у всех предпринимателей

| статьи | печать
Деловая активность малого бизнеса вышла на докризисный уровень, но далеко не у всех предпринимателей

Экономическая активность малого и среднего бизнеса, по данным опроса «Опоры России» и Промсвязьбанка, в январе нынешнего года поднялась до показателей февраля 2020 г. Впервые за пять месяцев был отмечен рост всех компонент Индекса настроений малого и среднего предпринимательства RSBI. Однако февральский опрос института бизнес-омбудсмена показал более пессимистичную картину: две трети предпринимателей отмечают дальнейшее снижение спроса, причем каждый десятый бизнесмен готовится к закрытию своей компании.

Динамика январского Индекса RSBI (ежемесячного исследования настроений малого и среднего бизнеса, проводимого «Опорой России» совместно с Промсвязьбанком) показывает, что деловая активность малых и средних предпринимателей повышается. В первом месяце 2021 г. значение индикатора составило 49,3 п., практически сравнявшись с допандемийными показателями февраля прошлого года.

Впервые за пять месяцев наблюдался рост всех компонент Индекса RSBI. При этом основными драйверами роста экономической активности в январе стали компоненты продаж и кадров за счет оптимистичных ожиданий, а показатели кредитов и инвестиций продолжали держаться вблизи рекордно высоких исторических значений.

«Рост всех основных показателей, безусловно, положительное явление, учитывая, что два из них превысили уровень в 50 п. Все это особенно важно на фоне того, что 2021 г. по плану правительства должен стать годом восстановительного роста, — комментирует результаты опроса глава „Опоры России“ Александр Калинин. — Однако, отмечая эти позитивные тенденции, не стоит забывать о тех отраслях, которые существенно пострадали. Например, общепит, потери которого составили 20% по официальным данным, а по опросам предпринимателей — более 30% и даже до 50%.

Беспокоит также, что стремление набирать персонал в малом бизнесе пока не сформировалось».

Хорошо, по словам А. Калинина, что многие предприятия МСП по итогам 2020 г. получили прибыль, а многие думают об инвестициях. Это дает возможность сосредоточиться на других, наиболее пострадавших компаниях, и продолжать помогать им точечно и целенаправленно.

«Исследование в рамках Индекса RSBI показало, что почти 60% опрошенных предпринимателей смогли получить прибыль в 2020 г., — отмечает руководитель дирекции продуктов и технологий для среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. — Это позволяет предположить, что малый и средний бизнес в большинстве своем смог адаптироваться к новым реалиям, а дальнейшее снятие коронавирусных ограничений, массовая вакцинация, увеличение спроса на товары и услуги будут способствовать постепенному восстановлению деловой активности, о чем свидетельствует движение Индекса к зоне роста».

Компонента «продажи» Индекса RSBI выросла почти на 8 п. по сравнению с прошлым месяцем, что обусловлено в основном позитивными ожиданиями. На 7% увеличилось количество тех предпринимателей, которые ждут роста выручки, таких оказалось 19% от общего числа респондентов, при этом на 16% (до 35%) снизилось число тех, кто ожидает сокращения выручки.

Фактические показатели также выглядят вполне уверенно: рост выручки отметили 17% опрошенных компаний, что практически сопоставимо с показателями декабря, а ее сокращение зафиксировали 46%, что уже на 7% ниже, чем месяцем ранее.

Показатель «кадры» вышел в нейтральную зону и составил 50 п. В январе ожидания малого и среднего бизнеса на ближайшие три месяца, связанные с наймом новых сотрудников, улучшились на 3% по сравнению с прошлым месяцем и составили 16% от общего числа опрошенных предпринимателей. При этом несколько снизилось число тех, кто планирует сокращать сотрудников в предстоящие три месяца — с 10 до 8% опрошенных.

Далеко не столь оптимистичную картину показал опрос «Оценка состояния бизнеса и эффективности мер государственной поддержки», проведенный в феврале аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

По оценке предпринимателей, в 2020 г. разразился полномасштабный кризис, затронувший подавляющее большинство предприятий, причем выручка упала у 80% компаний.

Важнейшим негативным фактором оказался деградирующий спрос. 78,8% респондентов указали, что спрос на продукцию их компании по итогам 2020 г. или сильно уменьшился, или совсем исчез.

С помощью целенаправленных мер поддержки в целом удалось избежать массовых увольнений, но фонд оплаты труда (ФОТ) все равно снижался. Свыше четверти (26,4%) компаний снизили ФОТ не более чем на 30%, однако 17,9% — более чем наполовину.

Из тех предпринимателей, которые воспользовались мерами поддержки в форме прямых дотаций (федеральных или региональных), кредита под 2% или регионального кредита, более половины (59,7%) смогли сохранить численность персонала, 9,6% опрошенных неправильно поняли условия получения данной поддержки. У 30,7% предпринимателей так и не восстановились обороты бизнеса, в связи с чем им не удалось выполнить обязательства по сохранению численности персонала (по крайней мере, по состоянию на начало февраля).

Значительная часть (36,7%) предпринимателей получили меры поддержки (налоговые льготы, кредитные отсрочки и реструктуризации), по которым предстоит погашение обязательств в ближайшее время. Порядка половины (49,4%) из них готовы к выполнению обязательств, еще 42,9% нуждаются в новой реструктуризации, так как не смогут погасить долг по наступлению срока погашения. Остальные 7,7% считают, что не смогут исполнить условия получения поддержки.

Перспективы 2021 г. участники опроса оценивают весьма пессимистично. У трети наблюдается дальнейшее снижение оборота, каждый десятый указал, что их компания готовится к закрытию.

Вместе с тем опросы «Оценки состояния бизнеса и эффективности мер государственной поддержки», которые проводятся институтом бизнес-омбудсмена с июня 2020 г., показывают, что основные показатели предпринимателей демонстрируют плавное улучшение.