Бизнес считает, что «снижать градус» господдержки рано

| статьи | печать
Бизнес считает, что «снижать градус» господдержки рано

Нынешний кризис привел к пересмотру ключевых инструментов экономической политики, способных поддержать экономику и граждан, отмечали участники III Столыпин-форума. Возник симбиоз традиционных приоритетов и новых задач, актуальных в условиях сегодняшней и новых пандемий. Самым же важным лекарством для укрепления иммунитета экономики является создание достойных условий для работы предпринимателей. Поэтому бизнес предлагает «не снижать градус» государственной поддержки предпринимательской деятельности.

С начала пандемии коронавирусной инфекции и ввода ограничительных мероприятий многие страны столкнулись с необходимостью активной поддержки населения, предприятий, отраслей и экономики в целом.

«Если на первых этапах борьбы с экономическими последствиями вводились отдельные меры поддержки, то уже сегодня большинство государств существенно пересмотрели свои программы экономического развития, — отмечает бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Фактически во всех программных документах были определены приоритеты — развитие отдельных секторов экономики, высокотехнологичных производств и стимулирование спроса».

Каждая страна, разрабатывая свою стратегию, не просто преследует цель ликвидации конкретных «провалов» в экономике или государственном управлении, но и рассчитывает на выходе из кризиса создать уникальные конкурентные преимущества, укрепить иммунитет страны к будущим шокам.

В целом набор инструментов экономической политики, которые активно применялись и продолжают применяться, по оценке главы Института экономики роста им. П.А. Столыпина Анастасии Алехнович, можно разделить на три группы.

Во-первых, меры поддержки внутреннего потребительского и государственного спроса (увеличение госрасходов на здравоохранение, повышение выплат безработным, прямые выплаты населению, отсрочки по налоговым платежам домохозяйств, повышение пенсий и субсидирование коммунальных платежей и пр.).

Во-вторых, инструменты поддержки корпоративного сектора (снижение ставок по налогам, сокращение пошлин, уменьшение взносов в систему социального страхования, создание льготных кредитных продуктов, грантовая поддержка предприятий, отсрочки и снижение стоимости арендной платы, а также коммунальных платежей).

В-третьих, активизация ресурсов финансовой и бюджетной систем для поддержания экономического роста (снижение ключевых ставок, выкуп корпоративных облигаций, уменьшение требований к заемщикам при кредитовании, сокращение обязательной нормы резервирования и снижение ставок РЕПО).

В ряде стран были разработаны специальные государственные документы — программы, планы или стратегии.

Один из наиболее известных и масштабных проектов в мире был одобрен на уровне Европейского союза в июле текущего года. Общий объем финансирования плана восстановления составляет 750 млрд евро.

В Соединенных Штатах был принят ряд законов, масштаб финансирования которых (порядка 3 трлн долл.) существенно превышает аналогичные программы и стратегии в других странах.

В России принят Общенациональный план восстановления экономики, в котором намечены около 500 мероприятий, сгруппированных в девять направлений. Общий объем финансирования составляет внушительную для нашей страны сумму — порядка 5 трлн руб.

Вместе с тем улучшение динамики российской экономики в последние месяцы навело некоторых чиновников на мысль, что ряд видов господдержки бизнеса можно уже отменять. Так, помощник президента страны Максим Орешкин считает, что снижение отечественного ВВП в текущем году не превысит 4%, и на данном этапе дотации пострадавшим от коронакризиса предпринимателям уже неактуальны. Пускай выживут те, кто соответствует изменившимся условиям в экономике.

Другого мнения придерживается глава «Опоры России» Александр Калинин: «Сейчас речь о прямых дотациях не идет. Когда предприятия были закрыты, это действительно было крайне актуально, такого никогда в нашей истории не было. Были произведены очень серьезные отсрочки, к примеру, по банковскому регулированию, налогам, страховым взносам».

«Однако нужно учитывать, что в конце года придется все выплачивать, и эта проблема выхода из тех долгов, которые, может быть, не по вине бизнеса были накоплены, остается, — напоминает г-н Калинин. — К примеру, каникулы по аренде государственного муниципального имущества длились три месяца. Но очень много объектов находится не в казне, по этим помещениям никакого решения нет. Поддержка до сих пор нужна, мы ждем национального плана и кредитов под 2%, поддержку спроса, в том числе через выплаты семьям. Мы сходимся во мнении, что экономика будет восстанавливаться как минимум больше года, значит, в это время бизнесу нужны дополнительные преференции».

Предприниматели обращают внимание на дополнительные трудности, которые им создают чиновники в условиях вирусной пандемии. «Сегодня государство одной рукой помогает предпринимателям, давая отсрочку по налогам, предоставляя льготные кредиты, а в некоторых случаях даже субсидии. Но другой рукой госслужащие создают бизнесу трудности, связанные именно со вспышкой инфекции, — вводят дополнительные требования, например ограничение количества покупателей в помещении или масочный режим не только для работников, но и клиентов, что обеспечить сложно», — подчеркивает владелец арендного бизнеса из Подмосковья Сергей Бокарев.

Новые приоритеты, включенные в Общенациональный план восстановления экономики, важно наполнять конкретным содержанием. «Руководство страны приняло правильное решение о продвижении внутреннего туризма, но необходимы конкретные шаги и инвестиции властей всех уровней, направленные на его реализацию, — отмечает собственница гостиницы „Агрия“ Оксана Бондарева. — Например, в Анапе с каждым годом растет количество новых многоэтажных домов, квартиры в которых покупают люди из многих регионов России. А число пляжей и их состояние остаются прежними уже много лет».

«От государства зависит, как создать настроение для определенных действий, — уверен председатель „Деловой России“ Алексей Репик. — Сейчас для нас критически важно настроение для инвестиций, для движения вперед. Не просто уйти от режима консервации, который кажется совершенно уместным, когда все немножко напуганы происходящим вокруг, но и возобновить и усилить деловую активность. Современная экономическая политика — это то, что должно раскачать нас к действиям».