1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 94

Правительство планирует изменить порядок согласования закупок у единственного поставщика в связи с несостоявшимися торгами

Госдума собирается рассмотреть в ноябре правительственный законопроект, касающийся госзакупок у единственного поставщика. В нем предлагается предусмотреть иной порядок согласования заключения контрактов, если закупка у единственного поставщика произошла из-за несостоявшихся торгов. В частности, согласовывать такую закупку нужно будет, если цена контракта превысит пороговое значение, которое определит Правительство РФ. Кроме того, в проекте разрешили заключать с единственным поставщиком договоры аренды земельных участков и не применять правила о госзакупках к соглашениям об установлении сервитутов.

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Это законопроект № 809044-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся). Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству решил включить законопроект в повестку Госдумы для рассмотрения в первом чтении в ноябре 2019 г.

Принятие данного законопроекта направлено на повышение эффективности госзакупок, установление единой правоприменительной практики в сфере заключения контрактов с единственными поставщиками по итогам признания закупок несостоявшимися, а также предотвращение коррупционных правонарушений в этой сфере.

Закупки у единственного поставщика

В законопроекте предусмотрено, что заказчик сможет заключить контракт по результатам признания несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса предложений только по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, в том числе из-за несостоявшихся электронных процедур. Речь идет о ситуациях, когда определение поставщика признается несостоявшимся в связи с наличием только одной поданной и соответствующей установленным заказчиком требованиям заявки либо в связи с признанием только одной заявки соответствующей таким требованиям, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ. Сейчас в Законе № 44-ФЗ предусмотрено, что цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.

В связи с этой поправкой в законопроекте предлагается наделить Правительство РФ полномочием на определение размера начальной (максимальной) цены контракта, при которой по результатам несостоявшихся закупок заказчик будет обязан согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.

Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком в случае признания определения поставщика несостоявшимся будет осуществляться:

  • на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (если законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документацией о закупке (если законом предусмотрена документация о закупке);

  • по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если по Закону № 44-ФЗ заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения), либо если количество товара невозможно определить — по цене за единицу товара и максимальному значению цены контракта;

  • в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика;

  • по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ.

Порядок согласования

Для получения согласования нужно будет направить в соответствующий орган власти обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Срок — не позднее чем через пять рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика несостоявшимся. Если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе, то этот срок нужно будет считать с даты подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика несостоявшимся. Сейчас на согласование таких контрактов заказчикам предоставлено 10 календарных дней.

Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком нужно будет направлять:

  • при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также при применении закрытых способов определения поставщика — в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа;

  • при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ — в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;

  • при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд — в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Контрольный орган в сфере закупок будет обязан рассмотреть обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Далее он рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку, по результатам которой примет решение о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

При необходимости согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком срок для подписания заказчиком проекта контракта будет считаться со дня, следующего за днем получения заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. При этом контракт нельзя будет заключить до даты исполнения выданного предписания по результатам проведения внеплановой проверки. Если таким предписанием будет предусмотрена необходимость внесения изменений в проект контракта, заказчик внесет изменения в проект контракта и направит его участнику закупки, с которым заключается контракт, в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика.

Контракт нужно будет заключить не ранее чем через 10 дней со дня размещения в единой информационной системе или подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика несостоявшимся, и не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Заключение контракта до получения такого решения о согласовании не допускается.

Если контрольный орган в сфере закупок примет решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, определение поставщика будет признаваться несостоявшимся. Тогда заказчику придется внести изменения в план-график закупок и осуществить новую закупку.

Правила согласования, которые определит Правительство РФ

Правительство РФ должно будет установить новые правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком, которые предусматривают, в частности:

  • порядок направления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;

  • порядок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, основания для принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;

  • порядок направления решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Соглашения об установлении сервитутов

Также в законопроекте предусмотрено исключение из-под сферы применения Закона № 44-ФЗ заключения соглашений об установлении сервитутов (то есть частичного права использования чужого земельного участка для личных или государственных целей). Включение этой поправки в проект закона связано с тем, что порядок заключения таких соглашений регулируется земельным законодательством и не может в полной мере соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе в части планирования, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка исполнения контракта.

Договор аренды с единственным поставщиком

В законопроект включены изменения, направленные на обеспечение возможности заключения договора аренды с единственным поставщиком в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок. То есть можно будет заключать договор аренды земельного участка с единственным поставщиком. В настоящее время такие договоры можно заключать только в отношении зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, но не земельных участков.

Техобслуживание для унитарных предприятий

Еще предусмотрено расширение способов закрепления нежилых помещений в части передачи их заказчику на праве хозяйственного ведения. Дело в том, что сейчас в п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закреплено, что допускаются закупки у единственного поставщика для заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление. В проект включено положение еще и о передаче помещений в хозяйственное ведение. Такое изменение обусловлено распространением положений Закона № 44-ФЗ на унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.