Рост фармацевтического рынка затормозил, оптимизм фармкомпаний повысился

| статьи | печать

Компания «Делойт» в СНГ в исследовании «Тенденции фармацевтического рынка в России — 2019», проведенном в июне текущего года, отмечает не только существенное замедление роста данного рынка в 2018 г., но и значительное повышение оптимизма его участников к лету 2019 г.

В 2018 г. рост объема российского фармацевтического рынка значительно замедлился: годовой прирост составил 2,6% в рублевом выражении. В долларовом эквиваленте емкость рынка сократилась на 4,3% из-за ослабления рубля.

По оценке Economist Intelligence Unit (EIU), в 2018 г. российский фармрынок по размеру в долларовом выражении занял 16-е место в мире.

По мнению экспертов IQVIA и ALPHA Research & Marketing, в 2019 г. он будет расти в основном благодаря государственным закупкам.

В то же время, отмечают эксперты «Делойта», прогноз EIU объема российского фармрынка в долларовом выражении на 2022 г. составил 19,6 млрд долл. — на 23% ниже предыдущего прогноза, сделанного в 2018 г. (25,5 млрд долл.).

В 2018 г. инфляция на лекарственные препараты в России составила 6,1%, что выше среднего ее уровня в стране. При этом цены на наиболее востребованные препараты росли чуть медленнее, чем на остальные лекарства (индекс цен на топ-100 торговых наименований по обороту в 2018 г. составил 5,45%). Авторы исследования связывают это с тем, что начиная с мая 2018 г. аптеки изменили свой подход к работе с ассортиментом, пытаясь привлечь потребителя более низкими ценами на ходовые позиции, но существенно повышая цены на остальной ассортимент.

Довольно высокий рост цен на препараты отмечается во всех подгруппах: импортные препараты подорожали на 5,9%, российские лекарства — на 6,5%. Рецептурные препараты в среднем стали обходиться потребителю на 4,9% дороже, безрецептурные — на 7,3%. Цены на лекарства из списка жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) увеличивались значительно медленнее (+3,7%), чем на прочие лекарства (+7,4%), что эксперты «Делойта» связывают с госрегулированием цен на ЖНВЛП.

В октябре 2018 г. Правительство РФ утвердило новую методику ценообразования на ЖНВЛП, которая может привести к дополнительному давлению на отпускные цены, отмечают авторы исследования.

Коммерческий сегмент

В 2018 г. продолжилась тенденция увеличения доли дженериковых препаратов: на 0,7 п.п. в денежном выражении и на 4,6 п.п. — в натуральном. Основной причиной этого является разница в цене: средняя стоимость упаковки оригинального препарата в 2018 г. составляла 446 руб., а дженерика — 139 руб.

За год доля отечественных препаратов в структуре коммерческих продаж увеличилась на 0,9 п.п. в стоимостном и на 1,4 п.п. в натуральном выражении. По итогам 2018 г. средневзвешенная цена одной упаковки отечественного препарата составила 91 руб., тогда как импортного лекарства — 325 руб.

В период повышенного уровня заболеваемости ОРВИ и гриппом увеличиваются объемы реализации безрецептурных лекарств. В 2018 г. по причине отсутствия всплеска таких заболеваний доля безрецептурных препаратов сократилась на 1,8 п.п. в натуральном и денежном выражении.

Россию, считают аналитики «Делойта», можно назвать практически чистым импортером лекарственных препаратов — импорт превышает экспорт в 13 раз (10,6 млрд долл. против 0,8 млрд). Но по итогам 2018 г. объем экспорта (в денежном выражении) вырос на 9%, импорт же, наоборот, снизился на 2%.

Оценка текущего состояния

К лету 2019 г. стал отмечаться значительный рост оптимизма: доля компаний, которые положительно оценивают текущее состояние отрасли, за год увеличилась на 17 п.п. — до 80%. Оценки текущего состояния фармацевтических компаний также оптимистичны — абсолютное большинство респондентов (89%) положительно оценили текущее положение своих компаний.

За прошедший год в положительную сторону изменились настроения представителей аптечного бизнеса — рост положительных оценок текущего состояния дел в компании составил 11 п.п. (с 75 до 86%).

Значительно улучшилось восприятие текущего состояния фармацевтической отрасли среди иностранных компаний с локализацией производства в России (на 32 п.п., с 54 до 86%). Также представители этих компаний гораздо позитивнее оценивают положение дел на своих предприятиях, чем респонденты иностранных компаний без локализации производства в России (на 20 п.п., 100% против 80%).

Перспективы развития

Большинство респондентов «Делойта» в СНГ (65%) не ожидают в 2019 г. изменения текущего положения дел на фармацевтическом рынке России. В то же время почти четверть опрошенных (23%) прогнозируют улучшение.

Доля респондентов, которые прогнозируют ухудшение ситуации, за год значительно сократилась — с 29 до 12%, что привело к росту общей оценки перспектив — +11% по показателю баланса. Год назад эта оценка составляла –8%.

Авторы исследования отмечают, что среди респондентов, которые негативно оценивают текущее состояние отрасли, никто не ожидает улучшения ситуации, а 23% прогнозируют дальнейшее осложнение положения дел на рынке.

Оценки перспектив развития заметно уступают оценкам текущего положения, что указывает исследователям на низкие ожидания роста в фармацевтической отрасли.

О том, что ситуация в ней в 2019 г. улучшится, чаще говорят производители медицинских изделий, а также представители иностранных компаний с локализацией производства в России (на 13 п.п. выше среднего показателя).

Представители иностранных компаний без локализации производства в России чаще остальных ожидают сохранения на рынке текущей ситуации (на 22 п.п. выше среднего показателя).

Наименее оптимистичны представители аптечного бизнеса: почти треть опрошенных (29%) прогнозируют ухудшение ситуации на рынке.

Оценивая положение дел на собственных фармацевтических предприятиях, большинство респондентов (59%) прогнозируют сохранение текущей ситуации. Однако среди тех, кто ожидает ее изменения, значительно выше доля оптимистов (36% против 5%).

Доля тех, кто ожидает ухудшения ситуации на предприятии, за год сократилась на 8 п.п. Показатель баланса составляет +31% (в 2018 г. — +24%).

Наиболее оптимистичны производители дженериков — 50% респондентов, так как в структуре продаж растет доля этих препаратов.

Менее оптимистичны в своих прогнозах представители аптек, а также иностранных компаний без локализации производства в России: доля положительных оценок ниже среднего показателя на 14 п.п. и 9 п.п. соответственно.

Рейтинг проблем

Перечень трех ключевых проблем не изменился с прошлого года: в 2019 г. его возглавило текущее состояние российской экономики (индекс — взвешенный показатель, где в зависимости от важности проблемы в расчете использованы веса от 1 до 3, — равен 1,29 п.), а также несовершенство законодательного регулирования отрасли (1,24) и недостаточная платежеспособность населения (1,09).

Однако, отмечают эксперты «Делойта», за год резко возросла значимость недостаточной платежеспособности населения (на 0,30), а также нехватка государственного финансирования программ здравоохранения и поддержки российских производителей (на 0,24).

Вместе с тем, продолжают они, несколько снизилась значимость проблем, связанных с несовершенством законодательного регулирования, коррупцией и геополитическими рисками. На четвертом месте в рейтинге основных проблем находятся трудности, связанные с реализацией проекта по внедрению системы маркировки — сжатые сроки, стоимость и прочие неурегулированные вопросы (значение индекса составляет 0,76).

Выше, чем на среднем уровне, значимость проблемы текущего состояния российской экономики оценивают представители иностранных компаний с локализацией производства в России (индекс равен 1,57).

Несовершенством законодательного регулирования отрасли больше других обеспокоены представители предприятий по производству медицинских изделий (1,91).

Проблема недостаточной платежеспособности населения более остро стоит перед иностранными компаниями, чем перед российскими (значение индекса 1,24 против 0,97 соответственно). Закономерна, считают авторы исследования, также разница в оценках компаний, реализующих продукцию преимущественно через аптеки, и компаний, ориентированных на реализацию продукции в рамках программ государственных закупок (1,43 против 0,26).

Фармацевтические компании должна заинтересовать та часть исследования «Делойта», которая посвящена изучению степени их готовности к регуляторным изменениям в рамках разработанной государством новой стратегии «Фарма-2030» и оценке последствий для бизнеса.

Прогнозы прироста объема рынка в рублях на 2019 г., %

Источник

Значение

DSM Group

4,0

IQVIA

6,5

ALPHA Research & Marketing

3—8

Объем рынка: динамика и прогноз

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019 (прогноз)

Объем рынка, млрд руб.

969

1122

1262

1403

1523

1640

1682

1736

Темп прироста, %

14

16

12

11

8

8

3

3

Источник: «Делойт» в СНГ по данным DSM Group, ЦБ РФ, ИНП РАН