1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 31

Силуанов и Кудрин поспорили, куда пойдут деньги из бюджета

Беспрецедентное увеличение расходов федерального бюджета на 2020—2022 гг., по оценке главы Минфина Антона Силуанова, будет стимулировать рост инвестиций, доходов населения и улучшение здравоохранения и образования. Более пессимистичного мнения придерживается руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин: расходы бюджета на социальные нужды вырастут лишь в 2020 г., а потом будут затухать и вернутся к уровню 2018 г. (в долях ВВП).

Федеральный бюджет, по словам министра финансов А. Силуанова, высказанным на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, представляет собой инструмент для реализации целей развития страны. Его основная задача — обеспечить на базе экономического роста увеличение инвестиций, доходов населения, рост продолжительности жизни, повышение качества тех услуг, которые предоставляет государство. В первую очередь речь идет о здравоохранении, образовании и социальной поддержке.

«Бюджет сконцентрировал в себе необходимый объем ресурсов и по своей доле в процентном отношении к валовому внутреннему продукту беспрецедентен — 35,1% валового внутреннего продукта в следующем году будет перераспределяться через бюджетную систему, — заверил депутатов г-н Силуанов. — Такого объема перераспределения никогда не было. Приведу цифры 2018 г. — это 32,8%, 2006 г. — 28,9%».

Важная деталь: поскольку главный финансовый план страны сформирован с учетом бюджетных правил, устойчивости бюджетов субъектов Федерации и размеров внебюджетных фондов, а также с использованием умеренно консервативных цен на энергоресурсы, он защищен от изменений внешних факторов, внешней конъюнктуры, будь то ограничения из-за санкций или перемены мировых котировок энергоресурсов.

Существенная часть бюджетных расходов в 2020—2021 гг. будет направлена на реализацию социальных задач, поставленных президентом страны в майском Указе о целях национального развития.

«Действительно, на следующий год увеличиваются расходы на ключевые направления — образование, здравоохранение, пусть это 0,3 п.п. ВВП и 0,1 п.п. ВВП соответственно, но это действительно серьезное увеличение в следующем году. Мы можем приветствовать такие шаги, увеличиваются расходы на национальные проекты, — прокомментировал ситуацию председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Вместе с тем сразу скажу, что принципиальное изменение структуры бюджета не происходит».

Более того, на трехлетнем горизонте расходы бюджета на образование и здравоохранение в долях ВВП возвращаются к уровню 2018 г. «Сначала они увеличиваются, а потом они снова возвращаются к тем процентам ВВП, которые были в прошлом году», — подчеркнул А. Кудрин.

Кроме того, глава Счетной палаты выразил сомнения в реалистичности прогноза социально-экономического развития на ближайшие три года, который лег в основу федерального бюджета. «Много, конечно, вопросов к прогнозу, который сегодня представлен и, прежде всего, к темпам экономического роста, — отметил г-н Кудрин. — Хочу напомнить, что год назад мы рассматривали темпы роста на 2020 г. на уровне 2,1%, причем прогноз был официальным. Сейчас он снижается до 1,7%, а вот 2021-й сохраняется на прежнем уровне — 3,1%. Вот соскок, ну, или как бы прыжок, с 1,7% темпов роста до 3,1%, конечно, для нас является малообъяснимым».

Эксперты Счетной палаты отмечают, что такой рост маловероятен, и при этом ссылаются на прогноз ЦБ. «Если мы заглянем в прогноз Центрального банка, сошлюсь на авторитеты, да, то Центральный банк тоже дает темп роста в пределах там не больше 2,5%, таким образом, мы пока сомневаемся в таком бурном росте, — сделал отсылку к документам Центробанка А. Кудрин. — Он был объяснен, прежде всего, ростом инвестиций. Напомню, что их прирост должен ускориться с 2% в 2019 г. до 5% в 2020 г. Год назад мы планировали, что инвестиции на 2020 г. будут 7,6%, но вообще-то 1-е полугодие этого года дало всего 0,6% прироста инвестиций, и те меры, о которых сейчас говорилось, которые должны улучшить инвестиционный климат, простимулировать частные инвестиции, на наш взгляд, пока недостаточны, чтобы вот этот рывок прироста инвестиций совершить».