По горячим следам очередных налоговых новаций

| статьи | печать

29 сентября 2019 г. Президент РФ подписал семь законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Самые масштабные и значимые нововведения содержатся в Федеральном законе № 325-ФЗ. Сегодня мы расскажем об изменениях, которые получили первая часть и глава 21 НК РФ. А об остальных поправках вы узнаете в следующем номере. Начнем с первой части Налогового кодекса.

Будущие правила расчетов по транспортному и земельному налогам откорректированы

Благодаря Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) с 2021 г. отменяется отчетность по транспортному и земельному налогам. Организации больше не будут рассчитывать данные налоги. Это за них сделают налоговики. Они определят сумму налога на основе имеющейся у них информации об объектах налогообложения и сообщат о ней компаниям. Однако у законодателей не получилось с первого раза прописать в Кодексе все тонкости новых правил расчетов с бюджетом по этим налогам. Ситуацию исправил Закон № 325-ФЗ.

Объект есть, а уведомление не пришло

Законодатели решили вопрос о том, что делать, если компания, имеющая объект налогообложения, не получила от налоговиков сообщение об исчисленной сумме налога. Отметим, что сообщение должно быть направлено в течение 10 дней с момента его составления, но не позднее шести месяцев с окончания срока уплаты налога за предыдущий год (подп. 1 п. 4 ст. 363 НК РФ в редакции Закона № 63-ФЗ).

В новом п. 2.2 ст. 23 НК РФ сказано, что в этом случае организации должны сообщить налоговикам о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. К сообщению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих документов на землю. Известить налоговиков нужно будет один раз в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание: компании могут не получить сообщение в связи с тем, что сумма транспортного или земельного налога у них получилась равной нулю из-за применения налоговых льгот. В такой ситуации никакие документы налоговикам отправлять не надо.

Зачет и возврат налогов

Если компания знает, что у нее есть, к примеру, переплата по земельному налогу, никто не запрещает ей произвести зачет и направить сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам. При этом налоговый орган должен принять решение о зачете в течение 10 дней со дня получения от организации заявления или со дня подписания акта совместной сверки.

Если же у компании есть недоимка по налогам или непогашенные штрафные санкции, то налоговики имеют право направить сумму переплаты в счет погашения этих долгов. Срок для принятия налоговым органом соответствующего решения составляет 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки.

Такие правила на сегодняшний день прописаны в п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ. Данные положения с 2021 г. будут уточнены, а сама ст. 78 НК РФ дополнена новым п. 5.1. В нем установлено, что зачет сумм излишне уплаченных организацией транспортного и земельного налогов производится не ранее дня направления ей налоговиками сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах налогов.

Изменен порядок уплаты страховых взносов подразделениями

Со следующего года организации смогут наделять свои обособленные подразделения полномочиями по начислению выплат работникам только при условии, что у такого подразделения есть расчетный счет в банке. Соответствующие изменения внесены в ст. 23 НК РФ.

После того как порядок расчета и уплаты страховых взносов перекочевал в Налоговый кодекс, в перечень обязанностей организаций добавилась еще одна — сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физическим лицам. Сделать это надо в течение месяца со дня наделения подразделения соответствующими полномочиями (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Как видите, данная норма не выдвигает никаких особых условий в отношении подразделений. Главное, чтобы они находились в нашей стране.

Но оказалось, что организации, у которых есть подразделения без своего расчетного счета, столкнулись с проблемами при уплате страховых взносов и сдаче отчетности по ним через подразделения. На практике территориальные органы ФСС России не регистрировали организации по месту нахождения обособленных подразделений, у которых нет счета в банке. Дело в том, что такая регистрация осуществляется по месту нахождения подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках и которые начисляют выплаты в пользу физических лиц (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Давая разъяснения по сложившейся ситуации, специалисты Минфина России советовали компаниям открыть для своих обособленных подразделения счета в банках, чтобы без проблем пройти регистрацию в ФСС России. По мнению финансистов, компаниям лучше не наделять подразделения без банковского счета полномочиями по начислению выплат работникам, а если организация все же это сделала, то ей целесообразно лишить подразделение полномочий и сообщить об этом в налоговый орган.

Такие рекомендации содержатся в письмах Минфина России от 18.12.2018 № 03-15-06/92133 и от 12.12.2018 № 03-15-06/90061.

Чтобы на практике не возникало конфликтов, законодатели уточнили положения подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. С 1 января 2020 г. в нем будет сказано, что организация может наделить полномочиями по начислению выплат физическим лицам только обособленное подразделение, которому открыт счет в банке.

Стал возможным зачет между разными налогами

Законодатели откорректировали порядок зачета и возврата налогов. С 1 октября 2020 г. зачесть переплату можно будет без ограничения по виду налога. А возврат налога станет возможным при отсутствии недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам.

Сейчас в абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ сказано, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам. То есть переплату федерального налога можно зачесть только в счет федерального налога, регионального — в счет регионального, местного — в счет местного. Например, излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль компания может зачесть в счет уплаты налога по УСН. Ведь эти налоги являются федеральными (письмо Минфина России от 15.04.2019 № 03-02-07/1/26682).

А вот направить переплату по налогу на прибыль на уплату налога на имущество на сегодняшний день нельзя, так как налог на имущество включен в перечень региональных налогов. Но с 1 октября 2020 г. такой зачет станет возможным. Закон № 325-ФЗ исключил из п. 1 ст. 78 НК РФ второй абзац. Соответственно, зачет можно будет осуществлять, не ориентируясь на то, к какому виду относится тот или иной налог.

Что касается возврата налога, то здесь поправки не на руку налогоплательщикам. Согласно действующей редакции п. 6 ст. 78 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности. Допустим, у компании есть переплата по налогу на прибыль и при этом за ней числится недоимка по НДС. Так как эти налоги являются федеральными, налоговики сначала за счет переплаты по налогу на прибыль погасят недоимку по НДС, а потом вернут остаток организации. Но если бы у компании была недоимка по налогу на имущество, то налоговый орган должен был бы вернуть переплату в полном размере.

С 1 октября 2020 г. ситуация изменится. Законодатели исключили из п. 6 ст. 78 НК РФ слова «соответствующего вида». Таким образом, налоговые органы будут самостоятельно засчитывать переплату в счет погашения недоимки по любым налогам.

Следует сказать, что точно такая же поправка внесена и в п. 1 ст. 79 НК РФ, регулирующий правила возврата суммы излишне взысканного налога.

Сроки зачета-возврата налогов после камералки

В статью 78 НК РФ законодатели внесли еще одно изменение. Оно касается исчисления сроков зачета и возврата налогов в случае проведения камеральной проверки и установлено в новом п. 8.1. Данная норма затрагивает следующие ситуации:

  • зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика (согласно п. 4 ст. 78 НК РФ налоговики принимают решение в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки);

  • предоставление налогоплательщиком заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам (согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговики принимают решение в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки);

  • возврат суммы излишне уплаченного налога (согласно п. 8 ст. 78 НК РФ налоговики принимают решение в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания акта совместной сверки).

Согласно новому п. 8.1 ст. 78 НК РФ в случае проведения камеральной проверки приведенные выше сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или со дня, когда такая проверка должна быть завершена.

Если же в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, то указанные сроки начинают отсчитываться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Обратите внимание: положения п. 8.1 ст. 78 НК РФ будут учитываться и при решении вопроса о том, нарушили налоговики срок для возврата суммы излишне уплаченного налога или нет. Соответствующая поправка внесена в п. 10 ст. 78 НК РФ.

Нововведения начнут действовать с 29 октября 2019 г.

Для взыскания небольших долгов отвели три года

Порядок взыскания задолженности прописан в ст. 46 НК РФ. Он используется в случае неуплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов. Напомним, в чем он заключается.

Если налогоплательщик вовремя не перечислил в бюджет налог, налоговики сначала выставят ему требование об уплате задолженности. В том случае, когда он проигнорировал данное требование, ревизоры подключают другой инструмент по истребованию долга — выносят решение о принудительном взыскании.

Данное решение налоговики принимают только после того, как истек срок, установленный в требовании. На его вынесение отведено не более двух месяцев. Если налоговики примут решение о взыскании за пределами двухмесячного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Закон № 325-ФЗ прописал в п. 3 ст. 46 НК РФ следующие правила. С 1 апреля 2020 г. решение о взыскании будет применяться, когда общая сумма задолженности превышает 3000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей задолженности, подлежащей взысканию, такая сумма налога превысила 3000 руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда сумма превысила установленный предел.

Обратите внимание: может получиться так, что в течение трех лет долг налогоплательщика так и не перевалит за 3000 руб. Означает ли это, что налоговики его простят? Нет, ревизоры о нем не забудут и вынесут решение о взыскании в течение двух месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует отметить, что законодатели откорректировали и срок выставления требования об уплате налога. Согласно новой редакции п. 1 ст. 70 НК РФ, если сумма недоимки организации или индивидуального предпринимателя вместе с начисленными на нее пенями и штрафом меньше 3000 руб., то требование направляется не позднее года со дня ее выявления. Однако данный порядок не будет применяться по налоговым долгам, которые налоговики обнаружат в ходе проверки. Данное нововведение также начнет действовать с 1 апреля 2020 г.

Когда имущество попадет в «заложники» налоговиков

Законодатели расширили перечень оснований для возникновения залога. Пункт 2 ст. 73 НК РФ дополнен ссылкой на новый п. 2.1 той же статьи Кодекса. В нем прописано, когда имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона. Это произойдет в случаях:

неуплаты в течение одного месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество;

вступления в силу решения налогового органа, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

Такой залог подлежит государственной регистрации и учету в соответствии с правилами, предусмотренными гражданским законодательством.

А как быть в ситуации, когда имущество компании уже находится в залоге? Законодатели прописали правила и для этого случая.

Если имущество налогоплательщика уже находится в залоге у третьих лиц, то залог налоговиков признается последующим залогом. При этом «налоговый» залог не возникнет в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, если по правилам гражданского законодательства передача такого имущества в последующий залог не допускается.

Обратите внимание: законодатели установили, что в случае возникновения рассматриваемого залога предусмотренные гражданским законодательством последствия залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах). Речь идет о средствах, предназначенных для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

На что можно будет заменить арест имущества

Сейчас в п. 12.1 ст. 77 НК РФ сказано, что по просьбе организации налоговый орган может заменить арест имущества на его залог. Поправки, внесенные в указанную норму, расширяют возможности сторон прийти к согласию. Так, с 1 апреля 2020 г. арест может быть заменен не только на залог имущества, но и на:

банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае их неуплаты принципалом в установленный налоговым органом срок. При этом банковская гарантия должна отвечать требованиям ст. 74.1 НК РФ;

поручительство третьего лица, оформленное в порядке, установленном в ст. 74 НК РФ. Учтите, что поручитель должен соответствовать требованиям, установленным в п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

Что касается замены ареста на залог, то согласно новой редакции п. 13 ст. 77 НК РФ с момента принятия решения об изменении обеспечительной меры ранее наложенный на это имущество арест прекращается.

Мероприятия по взысканию миллионного долга

Налоговикам предоставлено право проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации в случае, если в отношении нее вынесено решение о взыскании недоимки размером более 1 млн руб. и такое решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Правда, выйти на осмотр налоговики смогут не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки. И самое главное, организация должна дать свое согласие на такой осмотр. Данное нововведение содержится в п. 1 ст. 92 НК РФ и начнет применяться с 1 апреля 2020 г.

Кроме этого, законодатели дополнили ст. 93.1 НК РФ новым п. 2.1. При наличии не исполненного в течение 10 дней решения о взыскании недоимки в размере более 1 млн руб. налоговики вправе истребовать у организаций и ИП документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России.

Если проверяемые организации или ИП не представят в установленные сроки необходимые документы, налоговикам дано право истребовать их у иных лиц, располагающих документами (информацией) об имуществе или имущественных правах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков).