1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 69

98% компаний получают штрафы после выездной проверки

За пос­ледние пять лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Статистику налоговых проверок проанализировала ауди­торско-консалтинговая группа «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ». Эксперты напомнили, что прошлый год продемонстрировал рекордный прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 г. За 12 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что на 23% выше показателей 2017 г.

Давление на бизнес остается высоким

Налоговая нагрузка на российский бизнес растет — ее текущий уровень составляет 19,9% к ­ВВП. При этом чиновники заявляют о снижении административного давления на налогоплательщиков. В качестве подтверждения ­ФНС приводит динамику выездных налоговых проверок. За по­с­ледние 10 лет налоговики сократили количество конт­рольных визитов на предприятия почти в четыре раза.

Выездной налоговой проверкой по результатам 2018 г. охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь двум из тысячи налогоплательщиков пришлось принимать на своей территории инспекторов. Для сравнения: в 2010 г. 11,5 предприятий из тысячи становились объектом выездного конт­роля.

Однако говорить о снижении административного давления на бизнес, по мнению экспертов, неверно. Во-первых, у предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и оправдать проводимую выездную проверку. Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов.

Во-вторых, помимо выездных проверок налоговая инспекция широко применяет камеральные проверки. Число камеральных проверок, которых в 5,8 тыс. раз больше, чем выездных, уменьшалось лишь до 2015 г. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 г. непрерывно увеличивается. В 2018 г. 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекались для проведения камеральной налоговой проверки.

Растущее число вызовов бухгалтеров в инспекцию на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 г. было проведено 67,9 млн камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 г.

Если для решения о выездной проверке налоговики применяют риск-ориентированный подход, то в инспекцию приглашают всех подряд. В результате эффективность камеральных налоговых проверок составляет чуть более 5%. 95% ревизий проводятся безрезультатно, а значит, налогоплательщики зря тратят время на их прохо­ждение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются. К 2018 г. они упали до 600 руб. с одной камеральной налоговой проверки в среднем.

Всего за прошлый год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд руб. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, так и другие платежи, с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ­ККТ. При этом 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (то есть 308 млрд руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

По данным группы «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ», в планах налоговых служб на 2019 г. — провести 15 тыс. проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн руб. Это означает дальнейшее ужесточение кон­троля за деятельностью крупных и средних предприятий.

Налоговики мечтают о непрерывном мониторинге предприятий

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточненных деклараций налогоплательщиками в 2018 г. было внесено всего 80 млрд руб., что составляет около трети всех доначислений налогов.

Некоторые крупные компании, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам. В таком случае налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обес­печивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

На очереди предприятия малого и среднего бизнеса. Например, с 2020 г. ­ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использую­щими ­УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового конт­роля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организация прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.