1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 59

Как упорядочить цифровизацию регионов

Как упорядочить цифровизацию регионов

Нынешняя ситуация с внедрением цифровых технологий в российских регионах напоминает известную схему парижского метро: множество направлений переплетаются без общего центра. Лишь в 34 субъектах Федерации есть региональные программы цифровизации, причем даже там отсутствуют общепринятые подходы и методики. Эксперты предлагают создать единый центр на федеральном уровне, который будет оказывать организационную, методическую и правовую поддержку регионам, решившимся на масштабное внедрение «цифры».

Большинство субъектов Федерации пока не разработали региональные программы цифровизации, отмечали участники круглого стола «Проекты в сфере цифровой экономики в России» в Аналитическом центре (АЦ) при Правительстве РФ, где были представлены результаты специального опроса представителей местных органов власти.

Только в 34 регионах программы цифровизации разработаны или находятся на стадии формирования, а остальные признались, что региональная программа цифровизации отсутствует, причем процесс разработки даже не начат.

Среди успешных (в цифровом смысле слова) регионов приоритетными направлениями местные власти назвали программы и проекты в сфере развития информационной инфраструктуры и внедрения автоматизированных информационных систем (АИС). Причем успешное развитие информатизации государственного управления отнюдь не свидетельствует об отсутствии проектов цифровизации в других отраслях экономики. Наоборот, оно стимулирует внедрение IT-технологий в бизнесе, которому проще общаться с продвинутыми органами власти.

Большая часть региональных проектов в сфере цифровой экономики реализуется по направлениям, схожим с приоритетами федеральной программы «Цифровая экономика» — информационная безопасность, информационная инфраструктура, цифровые технологии, нормативное регулирование цифровой среды, кадры для цифровой экономики, цифровое государственное управление.

К числу ключевых сквозных цифровых технологий (СЦТ) представители региональных властей отнесли big data (80% участвовавших в опросе субъектов Федерации) и технологии беспроводной связи (63%). Весьма популярны также промышленный интернет и «Интернет вещей» (53%), нейротехнологии и искусственный интеллект (47%), системы распределенного реестра (43%). Значимое место в программах цифровизации занимают технологии виртуальной и дополненной реальностей (30%), новые производственные технологии (28%), компоненты робототехники и сенсорика (27%).

В отраслевом разрезе превалируют такие сферы, как здравоохранение (75% регионов), городская среда (75%), кадры и образование (66%), транспорт и связь, включая беспроводную связь и цифровую мобильность (61%), ЖКХ и энергетика (56%). В качестве приоритетных секторов также выделяются сельское и лесное хозяйства, культура и туризм, государственные, муниципальные услуги и управление (включая цифровое правительство), строительство и промышленность.

В регионах уже накоплен немалый опыт внедрения цифровых технологий, который необходимо, по мнению участников круглого стола, анализировать, а затем тиражировать лучшие практики в других субъектах Федерации. Назрела потребность в едином координаторе внедрения цифровых технологий на региональном уровне.

«Регионы решают схожие проблемы, которые касаются развития государственного муниципального управления, внедрения автоматизированных информационных систем в сферах здравоохранения, образования, транспорта, — считает начальник департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АЦ Виктория Гимади. — Для синхронизации этих процессов необходим единый центр управления цифровизацией».

Аналитический центр намерен, по словам замруководителя АЦ Татьяны Родченко, формировать более плотную повестку взаимодействия с региональными органами власти по развитию цифровой экономики. Речь идет об экспертной, организационной и методической поддержке проектов в сфере цифровых технологий.

Кроме того, АЦ планирует сопровождение эксперимента, предполагающего стыковку региональной информации с национальной системой управления данных (НСУД). В ходе эксперимента 13 регионов подключат к НСУД свои информационные системы, а затем внесут предложения по доработке нормативно-правовой базы, структуры и качества сведений, подчеркнул начальник управления методологического сопровождения работы с данными АЦ Александр Малахов.

Свой вклад в распространение передового опыта цифровизации вносит Минкомсвязи России. Сейчас министерство прорабатывает методики отбора региональных проектов, которые в дальнейшем войдут в банк лучших практик по отраслям экономики и будут тиражироваться в субъекты Федерации, сообщила участникам встречи ведущий специалист Минкомсвязи Зарина Багиева. «При анализе проектов будет уделено внимание финансовым и техническим сторонам, — пояснила эксперт. — Юридическим лицам будут предоставляться гранты, если их проекты попадут в банк данных».

Ведомство также собирается сформировать пул региональных менеджеров, которые станут связующим звеном между регионами и Минкомсвязи. В дальнейшем все субъекты Федерации будут закреплены за специалистами министерства, которые будут централизованно решать вопросы, связанные с цифровизацией на местном уровне.

В общем, продолжая образное сравнение цифровизации регионов с метро, можно сказать, что впереди ее ожидает системная схема московского метрополитена. Важно при этом не впасть в чрезмерную регламентацию внедрения цифровых технологий — «пусть расцветают все региональные цветы».