1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 18

Кто поможет бизнесу произвести хай-тек и поставить его за рубеж

Кто поможет бизнесу произвести хай-тек и поставить его за рубеж

Политика импортозамещения должна уступить место программе повышения конкурентоспособности российской продукции, подчеркивали участники выставки ИННОПРОМ-2019. Важнейшими инструментами стимулирования выпуска высокотехнологичных товаров становятся меры господдержки, предусмотренные национальными проектами «Международная кооперация и экспорт» и «Производительность труда». Поставить за рубеж современную продукцию поможет Единая система продвижения экспорта.

Повышение технологического уровня развития отечественных компаний и внедрение новых технологий, нацеленных на увеличение производительности труда и качества российской продукции, должны стать, по мнению вице-премьера Дмитрия Козака, важнейшей целью экономической политики.

«Необходимо сконцентрировать все средства налогоплательщиков, которые мы выделяем, на развитие промышленности для того, чтобы „бить в одну точку“, чтобы все работали на одну цель — повышение технологического развития, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и качества российской продукции, которая будет успешно конкурировать не только на российском рынке, но и на мировом. И программа импортозамещения должна замениться программой повышения конкурентоспособности для того, чтобы российская продукция на внутреннем рынке конкурировала с лучшими мировыми образцами, чтобы российские потребители промышленной продукции получали такое же качество, надежность и доступность по цене».

Ключевым инструментом повышения конкурентоспособности в ближайшие годы зампредседателя правительства назвал реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Государство ждет от компаний, получающих субсидии, не просто увеличения их выручки, а достижения общественно полезных результатов — создания и производства современных товаров и услуг, конкурентоспособных на российском и мировом рынке.

При разработке и реализации мер господдержки, по оценке президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, необходимо заботиться о повышении их прозрачности. «Здесь очень важно избегать излишней усложненности нормативной базы и громоздких правовых конструкций, — считает глава бизнес-объединения. — Важно комплексно оценивать эффективность конкретных мер поддержки, и для этого нужно иметь согласованные методики оценки влияния этих мер на повышение конкурентоспособности компаний.

Второе важное направление — это максимальная цифровизация процедур предоставления поддержки и администрирования».

Статистические показатели демонстрируют, по словам вице-президента РСПП Марии Глуховой, что выручка у компаний, которые получают господдержку, растет быстро, при этом быстрее и по сравнению с отраслевыми данными, и с контрольной группой, которая такую поддержку не получала. «Можно сказать, что такие инструменты господдержки, как субсидии КИП (комплексно-инвестиционных проектов) и займы Фонда развития промышленности (ФРП), сработали успешно. Кроме того, мы видели, что у этих компаний наблюдается более высокая динамика основных фондов, на которые в первую очередь были ориентированы меры поддержки, и это действительно очень существенно».

Значимые результаты удалось получить за счет региональных форм поддержки производства промышленной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). «В округе запущены новые региональные меры поддержки — в этом году выделено около 1,7 млрд руб. на обновление основных фондов и развитие инфраструктуры промышленных предприятий, — рассказал замгубернатора ХМАО Алексей Забозлаев. — На региональном и муниципальном уровнях действует более 100 мер поддержки и 240 федеральных мер поддержки. Только за последние полтора года запущенные нами проекты помогли создать более 2000 рабочих мест, а дополнительные поступления в региональный бюджет будут составлять ежегодно более трех миллиардов рублей».

Первые итоги работы Единой системы продвижения экспорта (ЕСПЭ), по мнению гендиректора Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрея Слепнева, показывают эффективность ее работы. Технологическим ядром ЕСПЭ становится информационная система «Одно окно». Система позволяет осуществлять сквозное взаимодействие между всеми элементами единой инфраструктуры зарубежной и региональной сети.

В этих целях сейчас создается сеть точек присутствия. За рубежом они представляют собой совместные структуры РЭЦ и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также представительств ВЭБ.РФ (так называемые Бюро или группы поддержки экспорта). В субъектах Федерации они выступают в качестве Центров поддержки экспорта (ЦПЭ).

Основным функционалом точек присутствия ЕСПЭ является консультирование по особенностям ведения бизнеса в той или иной стране, поиск для российских и зарубежных компаний релевантных партнеров для ведения бизнеса, консультирование по мерам финансовой и нефинансовой поддержки РЭЦ, содействие в организации и проведении деловых миссий, выставок, бизнес-форумов.

До конца 2020 г. мерами поддержки ЕСПЭ будут охвачены все 85 субъектов РФ, а за рубежом к 2021 г. будет обеспечено присутствие интегрированных структур ЕСПЭ в 52 странах мира, 58 городах.

«Уже функционируют пять совместных офисов РЭЦ и Центров поддержки экспорта в регионах — в Белгородской, Ростовской, Самарской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Начали работу Бюро в Индии (Мумбаи) на базе офиса ВЭБ.РФ в Узбекистане (Ташкент), во Вьетнаме (Ханой, Хошимин) — на базе офисов РЭЦ, — отметил А. Слепнев. — Рассчитываем, что до конца августа завершим мероприятия по запуску работы Бюро в КНР (Шанхай), ФРГ (Франкфурт-на-Майне), Турции (Стамбул), а до конца 2019 г. откроются еще 12 точек».