Спрос слегка прибавил оптимизма сфере услуг

| статьи | печать

Небольшой шаг к зоне благоприятного делового климата сделала в III квартале сфера услуг. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сервисной отрасли «прибавил в весе» 1 п.п. и составил –3%. Небольшой рост Индекса обеспечило незначительное улучшение двух его компонентов — балансов предпринимательских оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги и экономического положения сервисных фирм. Третий компонент ИПУ — баланс оценок ожидаемого изменения спроса — сохранил значение предыдущего квартала.

Благоприятный деловой климат в III квартале 2019 г., исходя из результатов обследования Росстата, сложился в страховом, гостиничном и туристическом бизнесе, что подтверждается положительным значением ИПУ. Нейтральная конъюнктура (нулевое значение Индекса) наблюдалась в сегменте оказания санаторно-курортных услуг.

Максимальное количество негативных оценок было получено от предпринимателей, оказывающих риелторские услуги и занятых ремонтом предметов личного потребления. При этом уверенность менеджеров, занятых оказанием риелторских услуг, снизилась почти до параметров кризисных 2015—2016 гг.

Баланс оценок изменения спроса на услуги в июле — сентябре составил –10%, что на 1 п.п. лучше значения предыдущего квартала. Наиболее часто о снижении востребованности услуг сообщали руководители риелторских компаний и организаций по ремонту предметов личного потребления.

Баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов), как и кварталом ранее, составил –9%. Согласно обобщенным мнениям респондентов, наиболее интенсивный отток клиентов наблюдался опять-таки в сегменте оказания риелторских услуг.

Предпринимательские оценки изменения занятости в организациях сферы услуг практически не меняются на протяжении последних трех лет. Три четверти респондентов регулярно сообщают о сохранении численности работников на уровне предыдущего квартала, 8—10% — о расширении, и 15—17% — о сокращении штатов.

Пессимистично оценили предприниматели финансовые результаты деятельности своих компаний. Так, баланс оценок изменения объема полученной прибыли составил –17%, что на 1 п.п. меньше значения предыдущего квартала.

Максимальное число негативных мнений было получено от руководителей риелторских фирм и организаций пассажирского транспорта: баланс оценок в этих сегментах достиг –22 и –20% соответственно.

Индекс предпринимательской уверенности в различных видах услуг в III квартале 2019 г., балансы, %

Вид услуг    

Значение

Страхование

–4

Туристические услуги

3

Услуги гостиниц

–3

Услуги связи

–2

Стоматологическая практика

–3

Техобслуживание и ремонт автотранспорта

–3

Деятельность в области культуры, спорта и развлечений

–4

Рекламные услуги

–6

Прочие персональные услуги

–6

Услуги ломбардов

–7

Пассажирский транспорт

–7

Ремонт предметов личного потребления

–9

Риелторские услуги

–11

Источник: Росстат, ВШЭ