1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 170

Чиновники научились проверять бизнес без проверок

Чиновники научились проверять бизнес без проверок

Можно ли проверить предприятие без проверки? Большинство простых граждан скажут «нет» и… ошибутся. Количество официальных проверок бизнеса последнее время сокращается, но одновременно растет число административных расследований, мониторингов, рейдов и т.п. Неудивительно, что сумма штрафов, собранных в 2018 г. с предпринимателей, составила 179 млрд руб., а размер штрафов чиновников за нарушения правил проверок — около 1,5 млн руб.

Реформа контрольно-надзорной деятельности государства пока не принесла ощутимых результатов. Об этом в рамках XIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей заявила руководитель Экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.

Статистика Минэкономразвития показывает, что с 2010 г. число плановых проверок на федеральном уровне снизилось в четыре раза (с 1,35 млн до 302 тыс.), внеплановых проверок — в два раза (с 1,1 млн до 676 тыс.).

Внешне все выглядит хорошо, однако по мере снижения числа проверок количество дел об административных правонарушениях почти не сокращается. Более того, по ряду ведомств доля таких дел без проведения плановых и внеплановых проверок продолжает расти.

Данные государственной статистики, по словам А. Алехнович, не отражают реальное положение дел. Большинство ведомств не раскрывают информацию о числе мониторингов, рейдов, административных расследований, о делах, возбужденных «по КоАП» без проведения проверок.

Между тем, по данным бизнес-омбудсмена, доля дел «по КоАП» без проведения проверок по различным ведомствам выглядит весьма внушительно: Роспотребнадзор — до 25% дел против бизнеса и порядка 20% штрафов; Росприроднадзор — более 60% дел об административных правонарушениях и более 50% штрафов; Россельхознадзор — до 50% дел и более 25% штрафов; ФАС России — до 70% дел и 97% суммы наложенных штрафов.

Широко разрекламированный риск-ориентированный подход в том виде, в котором он внедрялся, по оценке г-жи Алехнович, не привел к реальному снижению числа плановых проверок государственными ведомствами. Количественный эффект в основном был достигнут за счет «надзорных каникул» и позиции Генеральной прокуратуры, во многих случаях отказывавшей в проведении проверок.

Ответственность чиновников контрольных органов за нарушения при проведении проверок не пропорциональна негативным последствиям для бизнеса, вызванным некомпетентной или недобросовестной работой чиновников.

В 2018 г., по данным Судебного департамента Верховного суда РФ, чиновники получили 2044 предупреждения за нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Еще в 306 случаях на них были наложены штрафы в размере до 5 тыс. руб. (проще говоря, около 1,5 млн руб.). Таким образом, 87% нарушений должностных лиц при проведении проверок завершаются предупреждением.

На этом фоне общая сумма штрафов, которые в прошлом году заплатили российские предприятия, составила 179 млрд руб. Как говорится, почувствуйте разницу…

Чтобы объективно оценить ситуацию с контрольно-надзорной деятельностью государства в регионах, уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов включил в очередной ежегодный доклад главе государства новый раздел — Индекс «Административного давления».

Индикатор показывает степень комфорта ведения бизнеса в различных субъектах Федерации. В его основу легло изучение практики работы нескольких контрольных ведомств (Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, МЧС, жилищных инспекций), на которые приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России. Данные взяты из статистики Минэкономразвития, Росстата, Судебного департамента Верховного суда РФ и дополнены сведениями, поступившими от региональных бизнес-омбудсменов.

В Индекс «Административного давления» включены четыре показателя. Во-первых, снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности (в числовом выражении это доля предупреждений от общего числа наказаний). Во-вторых, эффективность внедрения риск-ориентированного подхода (доля предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору — в процентах от общего числа подконтрольных). В-третьих, обход проверок (доля штрафов, назначенных без проведения проверок в рамках административных расследований, рейдов, контрольных закупок в процентах от общего числа штрафов, наложенных ФОИВ). В-четвертых, фискальная ориентированность (объем наложенных штрафов).

Обработка данных по всем 85 регионам еще не завершена, однако лучшая десятка рейтинга выглядит следующим образом: Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Республика Коми, Московская область, Москва, Псковская область, Ивановская область, Новгородская область, ХМАО.

Профиль каждого из регионов, в числе прочего, будет демонстрировать отклонения показателей каждого контрольного ведомства от среднероссийских.