Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 12, 2018 г.)

| статьи | печать

Утверждена новая форма справки о доходах физлиц

Новая форма 2-НДФЛ вступит в силу с 1 января 2019 г. Сразу скажем, что порядок сдачи справок 2-НДФЛ в налоговые органы фактически останется прежним. Единственное изменение в нем — исключение из перечня возможных способов представления справок подачи их на электронных носителях (флешках, DVD- и CD дисках). Таким образом, с 1 января 2019 г. сдать справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган можно будет только на бумажном носителе и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Практически все показатели старой справки перенесены в новую форму. Но теперь она стала машиночитаемой. В связи с этим в новой форме нет таблиц, а все данные указываются в отдельных полях. Кроме того, налоговики в новой форме вынесли сведения о помесячных доходах и вычетах, которые указывались в разделе 3 старой справки, в отдельное приложение «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода».

Изменился порядок отражения в справке уведомлений, подтверждающих право на вычет. Сейчас в разделе 4 старой формы предусмотрены отдельные сроки для уведомления, подтверждающего право на социальный налоговый вычет, и уведомления, подтверждающего право на имущественный налоговый вычет.

В новой форме такого разделения нет. В ней для указания на вид уведомления используется поле «Код вида уведомления». Перечень кодов приведен в п. 5.5 Порядка заполнения справки.

Если уведомления в течение налогового периода были получены неоднократно, налоговым агентом составляется необходимое количество страниц формы справки (п. 5.7 Порядка заполнения справки). При этом на последующих листах заполняются поля «ИНН», «КПП», «Стр.», «Номер справки», «Отчетный год», «Признак», «Номер корректировки», «Представляется в налоговый орган (код)», «Код вида уведомления», «Номер уведомления», «Дата выдачи уведомления» и «Код налогового органа, выдавшего уведомление». В остальных полях справки ставятся прочерки.

Порядок заполнения старой справки не содержал каких-либо требований к способам внесения данных и их корректировки. Теперь, поскольку справка стала машиночитаемой, к ее заполнению предъявляются те же требования, что при заполнении полей налоговых деклараций.

(Приказ ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц», зарегистрирован в Минюсте России 22.10.2018 № 52491)

Появилась новая форма декларации по НДФЛ

Для отчета по доходам за 2018 г. граждане должны будут использовать новую форму декларации по НДФЛ (3-НДФЛ). Теперь декларация включает в себя не листы, обозначенные буквами, а пронумерованные приложения. Кроме того, налоговики произвели перегруппировку сведений, содержащихся в декларации, а также удалили из нее часть строк. Из-за этого декларация сократилась в объеме.

Новая форма декларации состоит из титульного листа, разделов 1, 2, Приложений 1 – 8, а также Расчета к Приложению 1 и Расчета к Приложению 5.

Титульный лист, разделы 1, 2 должны заполнять все лица, представляющие декларацию. Приложения 1—8, Расчет к Приложению 1 и Расчет к Приложению 5 заполняются по необходимости.

Титульный лист и разделы 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» и 2 «Расчет налоговой базы и налога по доходам, облагаемым по ставке» остались такими же, как были в старой форме декларации, которая утверждена приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@.

(Приказ ФНС России от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 16.10.2018 № 52438)

Уплата налогов «за того парня»

Налоговый кодекс допускает уплату за налогоплательщика иным лицом налогов, а также сборов, пеней, штрафов, страховых взносов (п. 1, 8, 9 ст. 45 НК РФ). При этом Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н, установлена возможность указания в распоряжении о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет как реквизитов плательщика, чья обязанность исполняется, так и реквизитов плательщика — третьего лица, осуществляющего платеж за плательщика налогов, сборов, страховых взносов.

Действующее гражданское законодательство также в отдельных случаях предусматривает правовую конструкцию исполнения обязательства третьим лицом. Так, исполнение большинства обязательств, возникающих из договоров и иных юридических фактов, поименованных в ГК РФ, может быть произведено третьим лицом.

Вместе с тем кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий или существа обязательства вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ). Обязанность личного исполнения обязательства может быть предусмотрена также условиями договора.

Специалисты Минфина России указали, что возможность исполнения обязательства третьим лицом (иным лицом) закреплена положениями Налогового кодекса, Гражданского кодекса и может предусматриваться другим регулирующим законодательством. При этом возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм платежей, перечисленных в бюджет третьими лицами, следует осуществлять в соответствии с п. 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н.

(Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 23-01-06/73878 «В дополнение к письму Минфина России от 21.05.2018 № 23-01-06/34205»)

В кассовом чеке название услуги можно сократить

Обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, определены в п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». В их число входит и наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты). Таким образом, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должно быть указано наименование услуги.

Финансисты сообщили, что указанный закон не содержит положений, конкретизирующих требования к названному реквизиту. Поэтому в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.

(Письмо Минфина России от 25.09.2018 № 03-01-15/68652)

Региональные праздники отодвигают срок сдачи отчетности

Налоговым кодексом установлены сроки для сдачи отчетности, уплаты налогов и взносов. Последний день срока может приходиться на выходной и (или) нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством РФ. В этом случае днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Перечень нерабочих праздничных дней установлен в ст. 112 ТК РФ. Однако субъекты РФ могут устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни.

По мнению налоговой службы, регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в том числе законами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ), а установление нерабочих праздничных дней не отнесено к исключительному ведению федеральных органов исполнительной власти (ст. 6 ТК РФ). Так, например, согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими днями на соответствующих территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждается и постановлением Президиума ВС РФ от 21.12.2011 № 20-ПВ11.

Таким образом, нерабочие праздничные дни, установленные регионами, продлевают сроки для представления отчетности. Арбитражная практика также исходит из того, что региональный праздничный день продлевает установленный налоговым законодательством срок для представления отчетности (постановления ФАС Поволжского округа от 09.06.2006 № А65-24021/2005-СА2-11, Восточно-Сибирского округа от 27.07.2006 № А58-8975/05-Ф02-3786/06-С1). Отметим, что аналогичный подход можно применять и к исчислению сроков уплаты налогов и страховых взносов.

(Письмо ФНС России от 10.09.2018 № БС-4-11/17565)