ЦБ прогнозирует устойчивый экономический рост независимо от внешних шоков

| статьи | печать

Воздействие внешних факторов в ближайшие годы будет сглаживаться действием мер экономической политики, включая бюджетное правило и таргетирование инфляции, считают эксперты Центробанка. В 2019 г. они обещают небольшое снижение экономического роста (на 0,3 п.п.) по сравнению с уровнем нынешнего года. Затем предполагают выход темпов ВВП в диапазон 1,8—2,3%, а в 2021 г. возможно улучшение экономической динамики в интервале 2—3%.

За последние месяцы произошло существенное изменение внешних условий, вследствие чего усилились инфляционные риски, отмечается в сентябрьском Докладе о денежно-кредитной политике, подготовленном Центральным Банком РФ. Для ограничения влияния этих факторов на ценовую и финансовую стабильность ЦБ принял два важных решения.

Во-первых, Совет директоров Банка России решил повысить ключевую ставку до 7,5% годовых для ограничения инфляционных рисков. «Это — риски повышения цен и инфляционных ожиданий в ответ на курсовую волатильность, — прокомментировала ситуацию глава ЦБ Эльвира Набиуллина. — Не надо забывать и о предстоящем увеличении НДС. Мы будем оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, учитывая динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков».

Во-вторых, Центробанк приостановил до конца текущего года покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила. В дальнейшем он будет принимать решение о возобновлении регулярных покупок, оценивая фактическую ситуацию на финансовых рынках.

Принятые Банком России решения уже начали оказывать стабилизирующее действие на валютный рынок. Курс рубля по состоянию на среду, 19 сентября, составлял 66,7 руб. за доллар, а евро — 77,9 руб. за единицу европейской валюты.

В среднесрочном периоде, по оценке Центробанка, внешние условия будут сдерживающими или нейтральными для российской экономики. При этом их влияние на внутренние экономические условия, рост выпуска и инфляцию будет сглаживаться действием мер государственной макроэкономической политики, включая бюджетное правило и политику ЦБ в рамках режима таргетирования инфляции. Сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, а также устойчивости государственных финансов обеспечит более низкую уязвимость российской экономики к колебаниям на мировых финансовых рынках (по крайней мере, по сравнению со многими странами с формирующимися рынками).

Рост за счет производственного потенциала

В базовом сценарии прогноза Банка России предполагается устойчивый экономический рост в странах — торговых партнерах, постепенную нормализацию денежно-кредитной политики в развитых экономиках. Сценарий предусматривает плавное снижение цен на нефть с текущего уровня свыше 70 долл. за баррель до 55 долл. в 2020—2021 гг.

Важная деталь базового прогноза ЦБ: в условиях действия бюджетного правила снижение цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на экономический рост.

Наиболее значимое воздействие на ценовую динамику в следующем году будет оказывать повышение НДС. Ослабление рубля, произошедшее в 2018 г., также продолжит отражаться на уровне годовой инфляции в первой половине года. Она в 2019 г. временно превысит 4%, достигнув пика в I квартале. При этом уже с апреля — июня влияние отмеченных факторов на текущую ценовую динамику начнет затухать, и уже во 2-м полугодии квартальные аннуализированные темпы инфляции приблизятся к 4%.

Динамика потребительского спроса в 2019 г. не будет оказывать повышательного давления на инфляцию. По оценкам Банка России, прирост конечного потребления домашних хозяйств в этих условиях замедлится до 1,3—1,8% в следующем году.

Сдерживающее воздействие повышения НДС на инвестиционную активность окажется краткосрочным и уже в 2019 г. будет компенсировано ростом инвестиционного спроса со стороны государственного сектора. В результате годовой темп прироста валового накопления основного капитала в 2019 г. сложится выше, чем в текущем году, и составит 2,3—2,8%.

Постепенное сворачивание договоренностей стран — экспортеров энергоресурсов об ограничении добычи нефти окажет дополнительную поддержку росту экспорта в реальном выражении. По итогам 2019 г. его прирост составит 2,5—3%. Динамика спроса на импортные товары в целом будет соответствовать динамике внутренней потребительской и инвестиционной активности, темпы его прироста в 2019 г. замедлятся до 3—3,5%.

Под влиянием всех указанных факторов темпы прироста экономики по итогам 2019 г. составят 1,2—1,7%, оставаясь вблизи потенциальных.

В дальнейшем, по оценке ЦБ, постепенное смягчение денежно-кредитной политики, положительное влияние повышения пенсионного возраста на динамику числа занятых в экономике и накопление положительного эффекта мер бюджетно-налоговой политики в 2020—2021 гг. окажут дополнительную поддержку росту внутреннего спроса и, прежде всего, инвестиционного. Годовые темпы прироста валового накопления основного капитала составят 3—3,5% в 2020 г. и 3,5—4,5% в 2021 г.

Динамика внутреннего и внешнего спроса в совокупности с изменением цен на мировых товарных рынках найдут отражение в соответствующей динамике показателей платежного баланса в 2019—2021 гг. В условиях постепенного снижения цен на нефть в рамках базового сценария сальдо счета текущих операций платежного баланса останется устойчиво положительным на всем горизонте.

На этом стабильном фоне темп прироста совокупного выпуска будет постепенно повышаться к концу прогнозного горизонта и составит 1,8—2,3% в 2020 г. и 2—3% в 2021 г. При этом базовый сценарий предполагает, что ускорение экономического роста будет обеспечиваться преимущественно повышением производственного потенциала российской экономики. Таким образом, расширение внутреннего спроса не будет оказывать дополнительного проинфляционного воздействия и не потребует корректировки денежно-кредитной политики.

Сохранение нефтяных цен может улучшить рост

Сценарий Центробанка с неизменными ценами на нефть в значительной мере близок к базовому варианту, опять же, в силу того, что влияние динамики цен на нефть на российскую экономику на прогнозном горизонте продолжит сглаживаться применением бюджетного правила.

Основное отличие прогноза с неизменными ценами на «черное золото» от базового сценария заключается в факторах формирования картины экономики в 2019 г. Сохранение неизменных цен на нефть приведет к более высокому курсу рубля в сравнении с базовым вариантом.

С одной стороны, это окажет понижательное давление на инфляцию через эффект переноса валютного курса. С другой — приведет к удешевлению импортных товаров, таким образом, оказывая поддержку потребительскому и инвестиционному спросу. Более быстрое, чем в базовом сценарии, расширение внутреннего спроса как домашних хозяйств, так и компаний окажет некоторое повышательное давление на инфляцию, масштаб которого практически полностью компенсирует понижательное влияние через эффект переноса валютного курса.

В результате в 2019 г. темп прироста потребительских цен сложится вблизи уровней базового сценария Банка России. В этих условиях денежно-кредитная политика также будет близка к проводимой в базовом варианте. Темп прироста ВВП в 2019 г. будет несколько выше уровней базового сценария и составит 1,5—2%.

В среднесрочном периоде экономический рост, по мнению аналитиков Центробанка, составит 1,8—2,3% в 2020 г. и 2—3% в 2021 г. (то есть практически выйдет на траекторию базового сценария). В общем, устойчивый рост отечественной экономики не поколеблют ни снижение цен на нефть, ни их сохранение на текущем уровне.