Публичный сервитут. Власти смогут устанавливать его на частных землях в интересах компаний, которым нужно возвести линейные объекты

| статьи | печать

С сентября 2018 г. вступает в силу закон, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ). Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. «ЭЖ-Юрист» разбирается, в каких случаях будет возможен такой публичный сервитут, сколько времени потребуется на его установление, и заплатят ли что-нибудь правообладателям земельных участков.

Президент РФ подписал закон, в котором вводятся правила установления публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», далее — Закон № 341-ФЗ). Он вступит в силу с 01.09.2018.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

При рассмотрении закона еще на стадии проекта Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства дал отрицательное заключение (см. на сайте privlaw.ru). Помимо прочего, он отметил, что публичный сервитут в прежней редакции предоставляет равную для всех лиц возможность пользования земельным участком. В то же время в проекте речь шла о субъективном праве частной компании, а единственным элементом публичности являлось основание его возникновения и прекращения.

Случаи, когда возможен новый публичный сервитут

В Земельном кодексе вводится новая глава V.7 об установлении публичного сервитута в отдельных целях. Фактически публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.). В частности, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в следующих целях:

  • размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) или строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок строительства, реконструкции, ремонта;

  • устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Процедура установления публичного сервитута

Определенная организация вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута. Это может быть субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры и некоторые другие. Уполномоченный орган власти подаст запрос в Росреестр, чтобы выявить правообладателей земельного участка, на котором требуется установить публичный сервитут, а затем известит их о возможном публичном сервитуте. Затем он должен принять решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении. Сроки зависят от цели установления публичного сервитута. Так, 20 дней со дня поступления ходатайства дается, если речь идет об устройстве пересечений дорог с железнодорожными путями общего пользования. Если в ходатайстве говорилось об установлении публичного сервитута в других целях, то срок для вынесения решения — 45 дней, но не ранее чем 30 дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

  • разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте;

  • обеспечить опубликование решения по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

  • направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в Росреестр;

  • направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о правообладателях земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Публичный сервитут будет считаться установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Плата за публичный сервитут и убытки

При установлении публичного сервитута предусмотрена определенная плата. Так, плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования.

Если публичный сервитут собираются установить в отношении частных земель, то плата определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ее размер определяется на дату, предшествующую не более чем на 30 дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Помимо платы за публичный сервитут, возмещению подлежат убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества.

Комментарий эксперта

Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ направлено на воплощение подхода, в том числе успешно опробованного в международной практике, в соответствии с которым наиболее выгодным с точки зрения оформления прав на земельные участки для размещения большинства линейных объектов является установление публичного сервитута как результата принятия властного решения публичного субъекта. В первую очередь, введение данного института облегчит жизнь субъектам, обеспечивающим подачу электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и подключения к соответствующего вида ресурсам.

Проблема заключается в том, что пока прокладка линейного объекта осуществляется на публичных землях, проблем с обеспечением прав на землю лица, создающего объект инфраструктуры, не возникает. Сложности появляются, когда прокладка линейного объекта упирается в земельные участки, принадлежащие частным лицам, обойти которые не всегда представляется возможным или целесообразным.

Зачастую частные собственники не допускают третьих лиц к прокладке линейного объекта через их земельные участки. В отсутствие иного выхода лицо, создающее объект инфраструктуры, вынуждено обращаться в суд либо ходатайствовать о запуске процедуры изъятия земельных участков для целей обеспечения прокладки линейного объекта. Указанные обстоятельства существенным образом увеличивают сроки строительства и ведут к его удорожанию, к нарушению обязательств по обеспечению технического подключения к объектам энергетической инфраструктуры.

Законодатель предложил противоположный подход, который обеспечит возможность размещения линейных объектов на основании административного решения органа власти при условии учета интересов собственника земельного участка, обремененного публичным сервитутом, путем установления платы за публичный сервитут и компенсации всех убытков, возникших в результате его установления.

Стоит оговориться, что уже действующие нормы о сервитутах, закрепленные в законодательстве, не совсем подходят для указанных целей, поскольку в конечном итоге являются итогом частноправовых договоренностей сторон. Публичный же сервитут не является итогом частной договоренности, причем только в отношении конкретного земельного участка, а является властным указанием публичного субъекта, которым обеспечивается прохождение линейного объекта по протяженной территории, включающей множество земельных участков и неоформленных земель, что, в частности, выражается в упрощенном порядке оформления такого сервитута вне зависимости от точных границ участков или наличия зарегистрированных прав.

Введение института публичного сервитута позволит сократить сроки строительства линейных объектов, поскольку исключает необходимость достижения отдельных договоренностей об условиях прохождения линейного объекта по каждому конкретному участку с его правообладателем, а также позволит обеспечить прокладку линейных объектов без использования сложной и дорогой процедуры изъятия земельных участков. Тем более изъятие земельных участков экономически необоснованно по той причине, что не всегда наличие линейного объекта ведет к невозможности хозяйственного использования земельного участка по его назначению. Зачастую линейный объект и земельный участок могут использоваться параллельно — например, проложенная через земельный участок линия электропередачи в виде расположения на нем опорных столбов не блокирует возможность собственника продолжать эксплуатировать жилой дом и т.д.

В целях соблюдения баланса публичных и частных лиц сохраняет за правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, полный комплекс мер защиты своих прав и законных интересов, в том числе требовать платы за установление сервитута, оспаривать решения об установлении сервитута, требовать изъятия земельного участка, а также требовать возмещения убытков.