В страховом сообществе засомневались в пользе санации страховщиков

| статьи | печать

Управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев поднял вопрос о том, какие страховые компании в ближайшем году могут попасть под процедуру санации.

Напомним, согласно имеющемуся законопроекту санация страховых компаний будет проводиться по аналогии с банковской. Банк России будет вводить в компанию временную администрацию, выкупать от 75% акций страховой компании и после оздоровления продавать новому владельцу. Владельцем страховой компании Центробанк станет через Фонд консолидации страхового сектора.

«В прошлом году на санацию по новой модели (через Фонд консолидации банковского рынка) ушли три крупнейших частных банка — „Открытие“, Бинбанк, Промсвязьбанк. Ничего более масштабного на рынке за последние 20 лет не происходило. Из страховщиков первым на санации оказался „Росгосстрах“, еще до принятия и вступления в силу закона о санации страховых компаний (пока принят в первом чтении). Возникает резонный вопрос: может ли кто-то еще из страховщиков попасть на санацию?» — задал вопрос П. Самиев в личном блоге на сайте АСН. П. Самиев указал, что в прошлом на финансовое оздоровление банков тратились значительные бюджетные средства, а результат не всегда оказывался положительным. Главным результатом проведенных санаций П. Самиев считает предотвращение паники среди вкладчиков и то, что благодаря этому удалось избежать «эффекта домино» (когда все вкладчики страны бегут в свои банки забирать вклады, обрушивая банковскую систему). Но вопрос в том, грозит ли «эффект домино» страховщикам и можно ли транслировать логику банковских санаций на страховой рынок? Банкротство каких страховых компаний может привести к массовой панике или настолько крупным социальным последствиям, чтобы их санация стала необходимой? По мнению П. Самиева, таких страховых компаний на рынке нет.

«У страховщиков есть взаимные обязательства, например в рамках прямого возмещения по ОСАГО, перестрахования, но, в отличие от банковского рынка, „эффект домино“ здесь не может возникнуть даже из-за краха крупной компании», — написал управляющий директор НРА.

Обсуждение высказанного мнения читателями профильного страхового сайта показало, что многие комментаторы согласны с П. Самиевым.

Один из комментаторов предложил вместо санирования страховых компаний обязать их публиковать более подробную информацию о своем финансовом состоянии, чтобы пользователи и аналитики могли сами оценить направление развития компании и степень риска при работе с ней. По мнению автора комментария, необходимо также, чтобы любое банкротство на страховом рынке сопровождалось процедурой расследования и общество могло услышать ответы на следующие вопросы:

  • корректно ли работали актуарии;

  • корректно ли перечисляли деньги банк и казначеи страховщика;

  • корректна ли опубликованная отчетность;

  • своевременно ли (то есть при первых же признаках исчерпания резервов и залезания в капитал сверх норматива) отработал регулятор?

Возражения других читателей блога П. Самиева в целом свелись к тому, что низкая финансовая грамотность населения все равно не позволит потенциальным страхователям самостоятельно разобраться в том, что значат те или иные цифры в опубликованной отчетности. Однако и тут мнения разделились: кто-то считает, что гражданам пора начать учиться думать своей головой, иначе их так и будут обкрадывать «добрые дяди» в лице страховщиков или банкиров, а кто-то счел, что подобные идеи утопичны и стоит сосредоточить силы на более корректной работе рейтинговых агентств.