Власть и бизнес разошлись в оценке налоговой нагрузки

| статьи | печать
Власть и бизнес разошлись в оценке налоговой нагрузки

Уровень налоговой нагрузки на предпринимателей в России, по оценке Минфина России, невысок и составляет «всего» 32%, отмечали участники XIII Всероссийского налогового форума. Однако более половины бизнесменов, опрошенных ТПП, считают налоговый пресс слишком тяжелым. К тому же компаниям приходится перечислять в госказну целый ряд неналоговых платежей. А впереди бизнес ждет система тотального контроля движения всех товаров.

Размер налоговой нагрузки остается, по словам президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергея Катырина, одной из самых острых «головных болей» предпринимателей. По данным Минфина, он составляет порядка 32%. Но, по оценкам Палаты, давление фискального пресса в России тяжелее. Помимо налогов и сборов, бизнес обязан уплачивать так называемые обязательные неналоговые платежи, которые не учитываются при подсчете совокупной нагрузки на предприятия.

Опросы бизнесменов, проведенные ТПП, показали, что 55% предпринимателей оценивают уровень налоговой нагрузки как высокий, 45% — как средний. Интересная деталь: 43% руководителей компаний считают, что давление налогового пресса растет, а 49% отметили неизменность налоговых условий.

Особенно остро сегодня стоит проблема налоговой нагрузки для средних компаний реального сектора экономики. «Растить реальное производство в нашей стране просто невыгодно — ни одной льготы, — заявил президент обувной компании Zenden Group Андрей Павлов. — Средний бизнес вынужден жить по законам крупного. Год назад у нас была 21 000 средних предприятий, сейчас — уже 19 600. В то время как малых компаний насчитывается около 5,6 млн, крупных — 30 100. Вот поэтому у нас и не растет ВВП».

На практике нередко налоговые льготы и преференции произвольно отменяются или вводятся без обсуждения с предпринимательским сообществом. «Так, бизнес позитивно оценивает возможность применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, позволяющего вычесть из налогооблагаемой базы расходы на новое оборудование, — подчеркнул С. Катырин. — Но вот с налогом на движимое имущество организаций ситуация неоднозначная.

К примеру, предприятие потратило значительные средства на обновление оборудования, рассчитывая на эту льготу, но решение о ее введении передают регионам. А субъекты Федерации, рассчитывая на дополнительные доходы, льготу предоставлять не торопятся. Мы получим рост тарифов и цен, инвестиционные проекты будут замедлены, а то и остановлены».

Многие предприниматели связывают рост фискальной нагрузки с увеличением налогов на землю и недвижимое имущество в результате завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения. Это общероссийская проблема, которую, по мнению аналитиков Торгово-промышленной палаты, необходимо решать системно.

В ближайшее время, по мнению участников форума, необходимо завершить работу по систематизации и правовому регулированию неналоговых платежей в стране. ТПП внесла в правительство законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственно-правовое управление Президента РФ в заключении на документ изложило ряд замечаний концептуального характера. Так, непосредственно в законопроекте нужно предусмотреть исчерпывающий перечень неналоговых платежей, установить правила их исчисления, более конкретно определить перечень прав и обязанностей плательщиков и администраторов платежей и т.д. Иными словами, закон о неналоговых платежах должен стать своего рода «Неналоговым кодексом». Эксперты ТПП такой подход в целом поддерживают и готовы участвовать в доработке законопроекта, учитывая, что президент поручил внести его на рассмотрение Госдумы до 15 декабря нынешнего года.

Важно не затягивать составление исчерпывающего перечня, чтобы была возможность и повод сократить число и размер неналоговых платежей. Ведь в недалеком будущем бизнес ждут очередные новации налоговой службы. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин в выступлении на форуме рассказал о цифровых проектах налоговых органов, позволяющих осуществлять бесконтактный налоговый контроль. В частности, речь идет глобальной системе маркировки товаров. «Сейчас рассматривается вопрос о создании системы прослеживаемости всех товаров, — обнадежил предпринимателей Михаил Мишустин. — Для бизнеса система может стать инструментом перехода к автоматизации, а в дальнейшем позволит сократить и значительно упростить отчетность».