1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 89

Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-Ответ», № 12, 2017г.)

Уточнена процедура возврата излишне взысканных налогов

Сейчас, чтобы вернуть излишне взысканный налог, компания должна подать соответствующее заявление в течение месяца со дня, когда ей стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда. А обратиться в суд можно в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога можно будет подать в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. При этом из указанной нормы исключено положение о возможности обращения в суд.

Кроме того, в соответствии с новым п. 17 ст. 78 НК РФ правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные ст. 78 НК РФ, распространены на возврат сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации.

(Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 14 декабря 2017 г.)

Откорректирован порядок предоставления рассрочки по уплате налогов

Внесены поправки в часть первую НК РФ. Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по уплате страховых взносов. Кроме того, появилась возможность получить рассрочку по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам налоговой проверки, если налогоплательщик не может уплатить их единовременно. Данное основание для получения рассрочки прописано в новом подп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ.

В соответствии с новой редакцией п. 5.1 ст. 64 НК РФ рассрочка по новому основанию может быть предоставлена, если имеется возможность уплаты заинтересованным лицом доначисленных сумм в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

— сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70 и не менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам налоговой проверки;

— на день подачи заявления о рассрочке компания существует не менее одного года, она не находится в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении нее не возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве);

— решение по результатам проверки налогоплательщиком не обжалуется.

Согласно поправкам, внесенным в п. 5.3 ст. 64 НК РФ, для получения рассрочки по уплате доначисленных по результатам налоговой проверки налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов нужно представить банковскую гарантию.

(Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступил в силу с 14 ноября 2017 г.)

Поправки в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

Установлены особенности налогообложения операций с материальными ценностями, выпускаемыми из госрезерва.

В перечень операций, не подлежащих обложению НДС, внесена реализация ответственным хранителям и заемщикам материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (подп. 34 п. 2 ст. 149 НК РФ).

При последующей реализации ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей, выпущенных из госрезерва, налоговая база будет определяться как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей. Это прописано в новом подп. 11 ст. 154 НК РФ. При этом в соответствии с поправками, внесенными в п. 4 ст. 164 НК РФ, налогообложение данной операции будет осуществляться по расчетной ставке.

(Федеральный закон от 14.11.2017 № 316-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2018 г.)

Уточнение в подп. 22 п. 12 ст. 149 НК РФ

Согласно подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Налоговый кодекс не уточняет, какие именно услуги не должны облагаться НДС. Законодатели дополнили указанную норму положением, согласно которому перечень услуг будет утверждаться Правительством РФ.

(Федеральный закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2018 г.)

Откорректирован перечень выплат, не облагаемых НДФЛ

Изменения внесены в абз. 5 п. 8 ст. 217 НК РФ. Согласно предыдущей редакции из-под обложения выводились суммы единовременных выплат (в том числе в виде матпомощи) малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств по программам, утверждаемым органами госвласти.

В соответствии с новой редакцией НДФЛ не начисляется на единовременные выплаты (в том числе материальную помощь) гражданам, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Новация распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

(Федеральный закон от 30.10.2017 № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступил в силу с 30 октября 2017 г.)

Продлена возможность применения ЕНВД для отдельной категории организаций

Согласно положениям подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ не вправе переходить на ЕНВД организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Исключение — организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным законом.

Федеральный закон от 02.10.2012 № 161-ФЗ в п. 4 ст. 3 установил, что данное исключение применяется по 31 декабря 2017 г. В эту норму внесены поправки, согласно которым вышеназванные организации смогут применять ЕНВД без оглядки на численность работников до конца 2020 г.

(Федеральный закон от 30.10.2017 № 300-ФЗ «О внесении изменения в статью 3Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“», вступил в силу с 30 октября 2017 г.)

Изменения в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ

Поправки коснулись п. 7 ст. 420 НК РФ. Сейчас в этой норме сказано, что не признаются объектом обложения по страховым взносам в том числе выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, ее дочерними организациями, организационным комитетом «Россия-2018», его дочерними организациями и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Со следующего года не будут облагаться страховыми взносами выплаты вышеназванным гражданам только по договорам, заключенным непосредственно с FIFA. В остальных случаях взносы нужно будет начислять в общем порядке.

(Федеральный закон от 30.10.2017 № 303-ФЗ «О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2018 г.)

Предельные величины базы по страховым взносам на 2018 г.

Предельная величина базы для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежегодно устанавливается Правительством РФ (п. 6 ст. 421 НК РФ). Напомним, что для страховых взносов на обязательное медицинское страхование предельная величина базы отсутствует.

На 2018 г. установлены следующие лимиты в отношении каждого физического лица:

— для взносов на обязательное пенсионное страхование — 1 021 000 руб. (сейчас — 876 000 руб.) нарастающим итогом с начала года (после превышения этой суммы взносы начисляются по ставке 10%);

— для взносов на обязательное социальное страхование — 815 000 руб. (сейчас — 755 000 руб.) нарастающим итогом с начала года (после превышения этой суммы взносы не начисляются).

Обратите внимание: при начислении взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам предельная величина базы не применяется (п. 5 ст. 421 НК РФ).

(Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.»)

Перечень пищевой продукции для целей обложения акцизами

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%. Исключение — пищевая продукция, поименованная в соответствующем перечне.

Правительство РФ утвердило два новых перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции. В первый перечень вошла продукция в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а во второй — продукция в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Ранее действовавший перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 № 656, утратил силу.

(Постановление Правительства РФ от 09.11.2017 № 1344 «Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции», вступило в силу с 21 ноября 2017 г.)

Коэффициенты-дефляторы на 2018 г.

Для целей налогообложения утверждены следующие значения коэффициента-дефлятора:

— для НДФЛ — 1,686. Согласно п. 3 ст. 227.1 НК РФ коэффициент-дефлятор используется при расчете размера фиксированных авансовых платежей для иностранных граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность по найму;

— для УСН, ПСН и налога на имущество физических лиц — 1,481. Согласно п. 9 ст. 346.43 НК РФ на коэффициент-дефлятор индексируется максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при применении ПСН, а при расчете налога на имущество физлиц этот показатель необходим для определения налоговой базы исходя из инвентарной стоимости на основании ст. 404 НК РФ. Что касается упрощенной системы налогообложения, то по общему правилу коэффициент-дефлятор нужен для корректировки величины предельного размера доходов организации, ограничивающей право перехода на этот спецрежим и возможности его применения. Это предусмотрено п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Однако Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ приостановил до 1 января 2020 г. применение указанных норм Кодекса. Поэтому хотя коэффициент-дефлятор и устанавливается для УСН, но на практике не используется;

— для ЕНВД — 1,868. Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ коэффициент-дефлятор используется для корректировки размера базовой доходности;

— для торгового сбора — 1,285. Согласно п. 4 ст. 415 НК РФ коэффициент-дефлятор применяется при установлении ставки торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков.

(Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год», зарегистрирован в Минюсте России 13.11.2017 № 48845)

Замена первички

Финансисты считают, что уже составленный и принятый к учету первичный документ нельзя заменить на новый.

Требования к оформлению исправлений в первичном документе установлены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете). В этой норме сказано, что исправление в первичном учетном документе должно содержать дату внесения правок, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Исходя из этого, финансисты сделали вывод, что Закон о бухучете не предусматривает в случае обнаружения ошибки в первичке замену ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного документа новым документом.

(Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-10/69280)

Когда вычет можно отложить

Финансисты еще раз напомнили, в каких ситуациях компания может отложить момент принятия к вычету «входного» НДС.

Организации при выполнении условий, предусмотренных положениями ст. 171 и 172 НК РФ, имеют право на вычет НДС, в частности, в связи с приобретением на территории РФ товаров (работ, услуг), основных средств, импортом товаров, уплатой НДС в качестве налогового агента, перечислением авансов. Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ в некоторых случаях налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет соответствующих активов. Это правило касается вычетов, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ. А в ней, напомним, идет речь о вычете НДС в случае приобретения товаров (работ, услуг).

Исходя из этого, финансисты отметили, что на вычеты НДС, перечисленные в других пунктах ст. 171 НК РФ, правило п. 1.1 ст. 172 НК РФ не распространяется. То есть заявить налог в течение трех лет в отношении вычетов, не указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, нельзя. В таких ситуациях вычет осуществляется в том налоговом периоде, в котором у организации выполнены условия, установленные п. 1 ст. 172 и п. 2 ст. 171 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 17.10.2017 № 03-07-11/67480)

О порядке выдачи наличных денежных средств под отчет

В начале сентября Банк России разъяснил правила применения новой редакции п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Порядок). Напомним, что согласно этой норме подотчетные средства могут выдаваться работнику на основании распорядительного документа организации или ИП. По мнению Центробанка, такой распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег. В нем необходимо указать ФИО подотчетного лица, сумму наличных денег и срок, на который они выдаются. Документ подписывается руководителем организации с проставлением даты и регистрационного номера (письмо от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ/20642).

Теперь ЦБ РФ уточнил, что, исходя из требований к оформлению расходного кассового ордера, на каждую выдачу денег под отчет в распорядительный документ, на основании которого оформляется расходник, можно включить несколько работников с указанием по каждому подотчетному лицу суммы наличных денег и срока, на который они выдаются.

(Письмо ЦБ РФ от 13.10.2017 № 29-1-1ОЭ/24158)