Россия продолжает подниматься в рейтинге Doing Business

| статьи | печать
Россия продолжает подниматься в рейтинге Doing Business

Всего за семь лет нашей стране удалось подняться в международном рейтинге условий ведения бизнеса Doing Business со 124-го места до 35-й позиции. Последний рывок на пять ступенек вверх России удалось сделать за счет значительного улучшения условий подключения к электросетям, исполнения контрактов и получения кредитов.

С момента выхода первого рейтинга группы Всемирного банка Doing Business Россия провела 36 реформ в области делового климата. Это позволило нашей стране существенно улучшить свои позиции в рейтинге, причем особенно успешными были для нашей страны последние семь лет, в течение которых она поднялась со 124-й позиции до 35-го места.

«Налицо устойчивое стремление России к улучшению делового климата для малых и средних предприятий в стране, — отмечает директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи. — Претворение реформ в жизнь проходило под эффективным руководством Министерства экономического развития РФ. За последние годы достигнуто немало успехов. Так, в этом году по легкости ведения бизнеса Россия занимает 35-е место среди 190 стран».

Один из показателей — «Подключение к сетям электроснабжения» — в прошлом не раз тянул нашу страну вниз рейтинга. Теперь Россия вышла на десятую позицию по данному индикатору (для сравнения: в прошлом году мы занимали 30-е место). Теперь для подключения к электросетям, по оценке международных экспертов, необходимо пройти лишь три процедуры, стоимость которых не превышает 42% среднего месячного дохода на душу населения. В мире в среднем желающим подключиться к электросетям требуется пройти пять процедур, стоимость которых составляет 1345% дохода граждан.

Россия демонстрирует хорошие результаты по такому показателю, как «Исполнение контрактов», занимая 18-е место в глобальном рейтинге. Это в большой степени обусловлено созданием системы «Электронное правосудие», при формировании которой использовался передовой международный опыт. Это дает возможность оформлять ряд процедур в электронном виде (таких как электронная подача документов, оказание электронных услуг и пр.). Так, сроки урегулирования коммерческого спора в нашей стране составляют в среднем 337 дней, а затраты — 16,5% от размера искового заявления.

В странах ОЭСР с высоким уровнем доходов средний срок составляет 578 дней, а расходы — 21,5%.

«Россия достигла рекордно высокого места в рейтинге Всемирного банка, эксперты которого отметили значительное ускорение реформ в нашей стране — по отдельным показателям мы поднялись на 20—40 позиций, — подчеркнул глава Минэкономразвития Максим Орешкин на совещании в Кремле. — При этом важно понимать, что сейчас за каждое место идет серьезная конкурентная борьба: подниматься с 100-го места, скажем, на 50-е было относительно легче».

Для России особенно важно, что третий год подряд наша страна опережает в рейтинге условий ведения бизнеса государства БРИКС. Ведь именно с ними нам приходится конкурировать за привлечение иностранных инвестиций.

Вместе с тем еще есть сферы, где Россия, по словам министра, находится на недопустимо низком месте. К их числу относятся показатели «Получение разрешения на строительство» и «Международная торговля». При этом важно отметить, что по уровню показателя «Международная торговля» Россия совершила движение вперед на 40 позиций.

Место в рейтинге, по оценке М. Орешкина, не является самоцелью, главное — добиться активного роста инвестиционной активности малого и среднего бизнеса по всей стране. Простота и низкие издержки предпринимательской деятельности являются необходимым условием для активного роста частных инвестиций.

На ближайшее время глава МЭР в области улучшения условий для бизнеса считает ключевыми следующие четыре цели. Во-первых, внедрение на региональном уровне лучших практик совершенствования инвестиционного климата, во-вторых, формирование прорывных процедур, основанных на новых цифровых технологиях (например, в сфере строительства), в-третьих, реализация реформы контроля и надзора. А в дальнейшем необходим перенос акцента на создание условий для развития человека — как ключевого фактора конкурентоспособности в XXI веке.