1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 33

ТОП-5 нарушений в сфере строительства

С 2016 года антимонопольные органы рассматривают жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, на действия органов власти в области строительства и сетевых организаций. По результатам изучения этих жалоб ФАС России выделила наиболее часто встречающиеся нарушения в сферах антимонопольного законодательства, рекламы, тарифного регулирования, а также госзаказа и гособоронзаказа.

В этот список вошли следующие нарушения.

1. Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.

2. Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.

3. Отказы в подключении (технологическом присоединении) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

4. Нарушение сроков заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

5. Незаконные требования к заявителю и составу документов.

Жалобы коммерческих организаций на действия органов власти и сетевых организаций рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Сегодня бизнес-сообщество вправе обжаловать порядок осуществления процедур, включенных в утвержденные Правительством РФ исчерпывающие перечни в сферах:

–жилищного строительства;

–строительства объектов водоснабжения и водоотведения;

–строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ;

–строительства объектов капитального строительства нежилого назначения;

–строительства сетей теплоснабжения.

В частности, жалобы могут быть направлены на:

–нарушение сроков осуществления процедур;

–предъявление требований осуществить процедуры, не включенные в упомянутые «исчерпывающие перечни»;

–незаконный отказ в приеме документов;

–предъявление не предусмотренных нормативно-правовыми актами требований.

Как отметил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян, «несмотря на то, что срок рассмотрения таких жалоб и принятия решения по ним составляет не более семи рабочих дней с возможностью однократного продления этого срока еще максимум на семь дней, механизм административного обжалования в строительной области все еще не заработал в полной мере». По его словам, сегодня предприниматели вправе потребовать от ФАС России ускоренного рассмотрения жалобы на действия сетевых организаций, если они касаются:

–незаконного отказа в приеме документов;

–предъявления к лицу, подавшему жалобу, и его документам требований, не установленных законом.

В то же время, как уточнил Р. Петросян, при совершении аналогичных противоправных действий органами власти ФАС России не вправе рассмотреть жалобу в ускоренном порядке.

Сегодня ФАС России подготовлены изменения в Закон № 135-ФЗ, позволяющие ей:

–рассматривать жалобы на незаконный отказ в приеме документов, незаконные требования к заявителю и составу документов со стороны государственных органов;

– выносить по ним решения и выдавать предписания об устранении нарушений по «короткой процедуре».

В целях снижения административных барьеров на строительном рынке и создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации ФАС России рекомендует уполномоченным органам власти и организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, усилить контроль за соблюдением сроков и иных требований градостроительного законодательства при осуществлении процедур, включенных в «исчерпывающие перечни».

Напомним, в настоящий момент в стране осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности, которая предполагает в том числе снижение административной нагрузки на бизнес и уменьшение количества проверочных мероприятий.

Курирует реформу министр РФ Михаил Абызов. ФАС России является активным участником проекта и отмечает, что неправомерные действия органов власти в сфере строительства и сетевых организаций могут нанести ущерб отрасли и дискредитировать цели реформы.