1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 13

Формальные основания для штрафа есть

Организация и принадлежащий ей земельный участок расположены в одном субъекте федерации и в одном городе, но в разных муниципальных образованиях, подведомственных разным налоговым органам. Организация не была зарегистрирована по месту нахождения земельного участка, поэтому земельный налог уплачивался по месту нахождения головной организации. Декларация по земельному налогу за 2015 и 2016 годы была представлена в налоговую инспекцию по месту регистрации организации. Суммы налога были уплачены в срок, но также в налоговую инспекцию по месту регистрации организации.

В 2017 году организацией было получено требование налогового органа по месту нахождения земельного участка о представлении декларации. Камеральная проверка организации уже закончена, но официального решения налогового органа о наложении санкций еще нет, соответственно, нет и обоснования данных санкций. Неофициально организация предупреждена о наложении на нее штрафа в размере 5% от суммы неуплаченного налога.

Организацией были написаны письма об уточнении налоговых платежей, где был уточнен получатель платежа, затем были представлены первичные налоговые декларации в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Однако в ходе камеральной проверки организации выписали штраф от всей суммы налога в связи с его неуплатой по сроку. Правомерны ли действия налогового органа?

И. Исаева, г. Электросталь

Ответ. Налоговый орган имеет формальные основания для наложения на организацию штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Поскольку общая сумма земельного налога была полностью уплачена организацией, в рассматриваемом случае, по нашему мнению, есть основания настаивать на взыскании штрафа в минимальном размере –1000 рублей. Однако не исключено, что данную точку зрения придется отстаивать в суде.

Так как решение налогового органа по результатам камеральной проверки на данный момент отсутствует, мы можем только строить предположения относительно характера штрафа. Судя по упоминанию слова «штраф», а не «пени», и величины «5%», можно предположить, что речь в данном случае идет о непредставлении в установленный законодательством срок декларации по земельному налогу в ИФНС по месту нахождения земельного участка. В дальнейшем мы будем исходить из этого предположения.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ). Подача деклараций должна производиться не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Следовательно, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им земельных участков. В этой связи непредставление налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения такого участка создает основания для применения к организации мер ответственности, предусмотренных п. 1 ст. 119 НК РФ.

Закрепленная в п. 1 ст. 119 НК РФ налоговая санкция является дифференцированной. Штраф исчисляется в размере 5% неуплаченной суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании несвоевременно представленной декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом установлены как низший, так и высший пределы размера штрафа –не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) (Письмо Минфина России от 12.04.2012 № 03-02-08/39).

Какой размер штрафа будет применен налоговым органом, зависит от обстоятельств совершения правонарушения.

Фиксированная сумма штрафа в размере 1000 рублей взимается в случае отсутствия негативных последствий для бюджета, что возможно при несвоевременном представлении:

–нулевой декларации или единой (упрощенной) налоговой декларации (Письмо Минфина России от 23.11.2011 № 03-02-08/121);

–налоговой декларации, в которой сумма к уплате (доплате) отсутствует (составляет 0 рублей либо подлежит возмещению из бюджета) (Письмо Минфина России от 16.02.2015 № 03-02-08/6944);

–налоговой декларации, по которой исчисленная сумма налога уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью (письма Минфина России от 16.02.2015 № 03-02-08/6947, от 21.10.2010 № 03-02-07/1479).

Таким образом, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации не исключается и в случае фактической уплаты налогоплательщиком налога в установленный НК РФ срок (Письмо Минфина России от 14.08.2015 № 03-02-08/47033).

В рассматриваемом случае организация фактически полностью перечислила земельный налог (хотя и не в тот бюджет, в который следовало). В связи с этим, по нашему мнению, налогоплательщик может настаивать на отсутствии негативных последствий для бюджета и на возможности применения минимального штрафа в размере 1000 рублей.

Данная точка зрения подтверждается судебной практикой. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. Однако в таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере – 1000 руб. (постановления АС МО от 26.01.2015 № Ф05-16047/14 по делу № А40-26633/2014, АС ПО от 24.06.2015 № Ф06-25072/15 по делу № А55-15213/2014, ФАС СЗО от 30.04.2014 № Ф07-2761/14 по делу № А56-63059/2013 и др.).