1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1561

Штраф за возврат билета спишем в расходы

В письме от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890 специалисты Минфина России высказали свою позицию по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сбора, который удерживают транспортные организации за возврат билета. Точка зрения финансистов в пользу компаний.

С ситуацией, которую рассмотрел Минфин России, сталкиваются многие компании. Предположим, организация направляет своего работника в командировку. Для этих целей приобретается билет на поезд или самолет. Позднее по каким-либо причинам (например, в связи с болезнью работника или же производственной необходимостью) командировка отменяется или переносится дата выезда. Ранее купленный билет организация вынуждена сдать. При этом транспортные организации возвращают стоимость билета за минусом сбора (штрафа). Взимание сбора за возврат как железнодорожных, так и авиабилетов установлено на законодательном уровне (п. 60, 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, п. 97, 98, 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Можно ли удержанную сумму учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов?

Логика проста

По мнению специалистов Минфина России, организации вправе при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Естественно, при условии, что такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть документально подтверждены, экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также расходы не должны быть поименованы среди тех, которые не учитываются для целей налогообложения на основании ст. 270 НК РФ

Выбираем статью расходов

В комментируемом письме финансисты не уточнили, по какой именно статье расходов компания может учесть рассматриваемые затраты. На наш взгляд, есть два варианта.

Беспроблемный вариант

Организация, обратившаяся за разъяснениями в финансовое ведомство, интересовалась возможностью отражения затрат на возврат билета в составе внереализационных расходов на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы, в том числе в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Как видите, финансисты в принципе дали положительный ответ на вопрос. Отметим, что специалисты финансового ведомства допускают учет расходов в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренного сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616).

Поэтому компания может включить удержанную транспортной компанией сумму при возврате билета во внереализационные расходы в качестве штрафа.

Возможны претензии

Рассматриваемые затраты некоторые компании отражают в составе командировочных расходов. Но здесь без споров с проверяющими не обойтись.

Дело в том, что специалисты Минфина России считают, что сбор за возврат билета нельзя отнести к командировочным расходам. Такой вывод содержится в письме от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888. В этом письме разъяснения даны для компании на «упрощенке», но они применимы и для организаций на общей системе. Ведь порядок учета командировочных расходов при УСН и ОСН один и тот же (подп. 13 п. 1 ст. 346.16, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Приведем аргументацию чиновников.

В перечень командировочных расходов, которые учитываются для целей налогообложения, включены затраты на:

  • проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

  • наем жилого помещения;

  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Суммы, удержанные транспортной организацией при сдаче авиабилета командированным работникам, не относятся к вышеуказанным расходам. Поэтому их нельзя включить в налоговую базу.

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

В ходе проверки налоговый орган установил, что компания при расчете налога на прибыль учла потери при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Данные суммы были отражены как командировочные расходы по подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики решили, что организация неправомерно уменьшила налоговую базу в связи с включением в состав расходов экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат. Аргумент — данные затраты не включены в перечень расходов, учитываемых в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. Арбитры указали, что к расходам на командировки относятся, в частности, затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли при наличии подтверждающих первичных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие документы у компании были. Спорные суммы были включены в состав расходов на основании утвержденного авансового отчета командированного работника. При этом перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении работника в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. В результате суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах затраты, понесенные организацией в связи с изменением сроков командировки, неправомерно квалифицированы инспекторами как экономически неоправданные. Поэтому удержанный транспортной организацией сбор при возврате билета относится к командировочным расходам и учитывается при расчете налога на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К аналогичному выводу пришли арбитры в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 по делу № А28-10790/2005-233/15.