Аналитики рейтингового агентства АКРА оценили качество активов в банковской системе России. Авторы обзора констатируют, что проблемная задолженность составляет 12—15% всех кредитов, и это максимум за семь лет. Хуже прочих групп с рисками дело обстоит у банков, имеющих частных собственников.
По оценке АКРА, на начало 2017 г. проблемная задолженность в системе составляла 12%, а доля NPL90+ — 5,7%. Стандартный рейтинговый анализ АКРА покрывает банки, которые формируют свыше 90% кредитов банковского сектора.
Официальный показатель проблемной задолженности — доля «проблемных» и «безнадежных» кредитов в ссудах, на начало 2017 г. он достиг 9,5%. Эти данные, а также наблюдения аналитиков АКРА за отдельными крупными кредитами позволяют сделать вывод, что банковская система находится на пике проблемной задолженности с начала 2010 г. Лишь отчасти это объясняется техническим эффектом уменьшения ссуд (преимущественно корпоративных) — фундаментальные факторы ухудшения ситуации более сильные: доля проблемной задолженности непрерывно растет с начала 2013 г., несмотря на наметившееся восстановление экономической активности. Аналитики АКРА считают, что в ближайшие 12—18 месяцев проблемная задолженность стабилизируется, главным образом за счет возобновления роста кредитования и улучшения кредитоспособности компаний в отдельных отраслях экономики.
Качество ссуд российских банков с частными владельцами оценивается АКРА как слабое: это единственная группа кредитных организаций, доля проблемной задолженности в которой на начало 2017 г. превышала 15% (15,6%). Основные причины таковы: 1) более агрессивные бизнес-модели; 2) менее консервативный риск-аппетит из-за необходимости сохранения доли на рынке с неуклонно укрепляющимися позициями госбанков; 3) медленное признание потерь по кредитам из-за более скромных возможностей собственников по докапитализации; 4) «наследие» прошлых кризисных периодов — часть выданных в предыдущие годы кредитов к началу 2017 г. была реструктурирована пять и более раз.
Последнее обстоятельство характерно и для государственных банков, однако во многих ситуациях их переговорная позиция оказывалась более сильной, что приводило к изменению параметров кредитов на лучших для кредитора условиях.
Показателен также разрыв в доле NPL90+ и проблемной задолженности — для частных банков он составляет порядка 10%. Это часть скрытых, наименее зарезервированных рисков, которые могут с высокой вероятностью реализоваться в случае неблагоприятного изменения операционной среды или при негативных трендах в экономике в целом. Одновременно это наиболее чувствительная часть активов к реализации «регуляторного риска» — ужесточения позиции Банка России по резервированию требований с признаками обесценения.
Кредитная деятельность банков, находящихся под контролем государства, характеризуется наиболее четко выраженной концентрацией на кредитовании высокорискованных отраслей (строительство, недвижимость, девелопмент, арендный бизнес в сфере недвижимости) — задолженность этих отраслей превысила величину основного капитала (107,3%). Аналогичный показатель частных банков также превышает 100%, это свидетельствует о повышенной чувствительности к стоимости риска банков в периоды спада экономики.
Качество активов госбанков ухудшается также из-за относительно высокой доли непрофильных активов на их балансах (17,8% основного капитала). Это либо имущество, которое было получено при реализации прав на обеспечение по выданным кредитам, ставшим впоследствии проблемными, либо инвестиционные вложения в непрофильные активы (недвижимость и неконтрольные доли участия в нефинансовых компаниях).
Основной риск, связанный с такими активами, — недостоверная оценка их стоимости, приводящая к искусственному завышению капитала и снижению его качества (способности абсорбировать непредвиденные убытки).
Крайне консервативные риск-стратегии и жесткие отраслевые ограничения большинства дочерних банков иностранных групп обусловливают существенно лучшие ключевые показатели качества их активов. Минимальный разрыв в показателях просроченных и проблемных кредитов говорит об ограниченном уровне скрытых, отложенных рисков. Иностранные банки утилизируют в среднем в три раза меньше капитала на кредитование секторов строительства и недвижимости (30,5%), на их балансах в принципе отсутствуют сколько-нибудь значимые непрофильные активы, и, что вполне логично, практически отсутствует кредитование связанных с банком сторон.
Совокупный негативный эффект от одномоментного признания обесценившимися проблемных кредитов оценивается АКРА в 2,5 трлн руб.
Зарезервированы проблемные кредиты в целом по банковской системе чуть более чем наполовину — 51,7%. Основное понижающее влияние на этот показатель оказывает учет обеспечения, предоставленного заемщиком по кредиту или третьей стороной. Российская практика и изученные АКРА отдельные ситуации реализации крупных кредитных рисков показывают, что нередки случаи, когда стоимость объекта залога существенно завышена (особенно актуально для объектов недвижимости), а степень его ликвидности не поддается реалистичной оценке. В случае истребования банком обеспечения для покрытия убытков по такому кредиту возникает значительный временной лаг по его реализации (иногда растягивается на годы), что экономически равноценно признанию убытка близко к 100%.
Результаты исследования АКРА показывают, что в наиболее уязвимом положении с точки зрения потенциального дорезервирования проблемных кредитов оказываются частные банки, у них минимальное покрытие в секторе — 37,7% (потенциальный эффект на капитал в 1 трлн руб.). Ситуация в госбанках несколько лучше (58%), однако в номинальном выражении эффект на капитал даже более значителен (1,4 трлн руб.).
Малое покрытие проблемной задолженности резервами с точки зрения финансовой устойчивости банка делает определяющим фактором оперативность досоздания резервов и возможность собственников компенсировать потери новым капиталом высокого качества. Постепенное создание резервов (с восстановлением по части активов, вернувшихся в работающее состояние) в течение трех — пяти лет на фоне стабильного состояния операционной среды может быть сценарием, не создающим дополнительного давления на кредитоспособность банков.
Качество активов российских банков, начало года (таблица 1)
| 
		 
  | 
	
		 2009  | 
	
		 2010  | 
	
		 2011  | 
	
		 2012  | 
	
		 2013  | 
	
		 2014  | 
	
		 2015  | 
	
		 2016  | 
	
		 2017  | 
	
		 1 июля 2017  | 
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 
		 Доля проблемных и безнадежных ссуд  | 
	
		 3,8  | 
	
		 9,5  | 
	
		 8,2  | 
	
		 6,6  | 
	
		 6,0  | 
	
		 6,0  | 
	
		 6,7  | 
	
		 8,3  | 
	
		 9,5  | 
	
		 9,8  | 
| 
		 Доля задолженности, просроченной свыше одного дня  | 
	
		 2,5  | 
	
		 6,2  | 
	
		 5,7  | 
	
		 4,8  | 
	
		 4,5  | 
	
		 4,2  | 
	
		 4,7  | 
	
		 6,7  | 
	
		 6,7  | 
	
		 6,9  | 
| 
		 ИСТОЧНИК: ЦБ РФ  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
	
		 
  | 
Сегментация показателей качества активов по группам банков, % (таблица 2)
| 
		 
  | 
	
		 Банки под контролем государства  | 
	
		 Банки с частными владельцами  | 
	
		 Дочерние банки иностранных банковских групп  | 
|---|---|---|---|
| 
		 Проблемная задолженность  | 
	
		 11,1  | 
	
		 15,6  | 
	
		 9,5  | 
| 
		 Кредит, не обслуживающийся свыше 90 дней  | 
	
		 5,5  | 
	
		 6,0  | 
	
		 6,2  | 
| 
		 Кредитование рисковых отраслей, % основного капитала  | 
	
		 107,3  | 
	
		 102,8  | 
	
		 30,5  | 
| 
		 Кредитование связанных сторон, % основного капитала  | 
	
		 30,7  | 
	
		 27  | 
	
		 1,1  | 
| 
		 Непрофильные активы, % основного капитала  | 
	
		 17,8  | 
	
		 10,0  | 
	
		 0,0  | 
| 
		 Концентрация 10 крупнейших заемщиков, % капитала  | 
	
		 148,3  | 
	
		 158,6  | 
	
		 174,4  | 
| 
		 ИСТОЧНИК: расчеты АКРА 
 
 
  | 
|||
К сведению
Проблемная задолженность — это кредиты, просроченные свыше 90 дней (NPL90+); обесцененная, но не просроченная задолженность с высокой вероятностью прекращения обслуживания в течение ближайших 12—18 месяцев; вынужденно реструктурированная задолженность, в отсутствие которой у заемщика наблюдались бы трудности с обслуживанием финансовых обязательств (по данным МСФО и оценок АКРА по управленческой информации банка).
