1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 214

Как заставить контрагента вернуть долг?

В современных условиях непогашение задолженности со стороны юридических лиц – не редкий случай. Часто ни досудебный, ни судебный способы взыскания долга не приносят результата. Поделимся своим опытом преодоления сложностей во взыскании долгов.

Недобросовестность

В судебных органах нередко возникают сложности при взыскании на первый взгляд вполне очевидной задолженности. Так, к нам обратилась компания с просьбой взыскать долг с недобросовестного общества, которое, получив товар стоимостью более 4 млн руб., полностью отказалось его оплачивать.

По общему правилу истец как инициатор иска обязан доказать возникшую задолженность, а суды далеко не всегда идут ему навстречу при сборе доказательственной базы. Попытки истца истребовать от ответчика доказательства надлежащей поставки не увенчались успехом, так как вынесение судом определения об истребовании доказательств является правом, а не обязанностью суда. Ответчик же всячески препятствует сбору доказательств в суде, зачастую просто отказываясь их предоставлять. При этом за свое бездействие его ждут в большинстве случаев лишь процессуальные последствия.

В итоге дело рассматривалось в двух инстанциях. Суд первой инстанции занял позицию ответчика и отказал поставщику в удовлетворении иска о взыскании задолженности за уже поставленный товар, мотивировав это тем, что осуществленные истцом действия не могут быть признаны надлежащей поставкой товара.

Инициирование полицейской проверки

Вместе с тем, даже если вы проиграли в первой инстанции, нельзя опускать руки, поскольку проигрыш в суде не является препятствием ни для обжалования судебного акта, ни для инициирования иных способов защиты, в том числе в рамках уголовного, административного, надзорного и т. д. производств.

При обращении в порядке ст. 144, 145 УПК РФ с заявлением по факту чьих-либо неправомерных действий правоохранительные органы обязаны провести ряд мероприятий: запросить документы, потребовать объяснения от лиц, подозреваемых в неправомерных действиях, опросить сотрудников (если таким лицом является юридическое лицо), которые в обязательном порядке будут предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, и т. д.

В некоторых случаях перевод гражданско-правового спора в плоскость административных, уголовных правоотношений может помочь в том числе в сборе доказательств.

Если при рассмотрении гражданско-правового спора доказывание лежит на истце, то при проведении проверки правоохранительными, надзорными органами недобросовестный контрагент будет вынужден доказывать свою невиновность и нести в правоохранительные органы документы, свидетельствующие о его добросовестности, поскольку теперь уже за непредставление такого рода доказательств ему может грозить ответственность вплоть до уголовной.

Подобного рода действия могут способствовать сбору дополнительных доказательств, раскрытию юридически значимых обстоятельств и тем самым помочь лицу, участвующему в деле, доказать наличие задолженности в суде при помощи документов, полученных от иных органов. Как правило, суды принимают такие доказательства в качестве допустимых.

В приведенном примере мы, продолжая защищать права и законные интересы нашего клиента, обратились с заявлением в правоохранительные органы о проведении проверки в отношении группы лиц: недобросовестного покупателя, собственника строительной площадки, куда был поставлен товар, и акционера покупателя в целях установления местонахождения и состояния товара.

В итоге было установлено не только местонахождение товара, но и факты недобросовестного поведения со стороны покупателя, который, действуя злонамеренно, на самом деле принял товар и реализовал его в пользу третьего лица.

Материалы проверки полиции были приобщены в суде апелляционной инстанции и фактически легли в основу постановления апелляционного суда, который отменил решение суда первой инстанции и полностью взыскал долг за поставленный товар, а также неустойку за просрочку оплаты.

Подача заявления о банкротстве должника

Другой действенный механизм – подача заявления о банкротстве должника. Процедура банкротства регулирует процесс выплаты долгов и позволяет вернуть намеренно выведенные активы.

Кроме того, при банкротстве у должника в числе прочих возникают и репутационные риски. Потенциальные клиенты, узнав, что в отношении такой компании подано заявление о банкротстве, могут принять решение в пользу конкурента компании. Действующие клиенты компании такую новость с большой вероятностью также воспримут негативно. В этой ситуации промедление не выгодно, и это ускорит процесс выплаты долга.

На практике наши юристы с достаточной регулярностью сталкиваются с ситуациями, когда после подачи заявления о признании должника банкротом руководитель должника понимает, что проще найти денежные средства для того, чтобы рассчитаться с кредитором, чем допустить возможность наступления неблагоприятных последствий. Такие ситуации бывают, когда долг компании несопоставим с ее активами.