Минтранс утвердил порядок проведения предрейсового контроля состояния транспортных средств

| статьи | печать

Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств теперь строго регламентирован. Минтранс России принял соответствующий приказ, которым утвердил разъяснения, кто и как должен проверять транспортное средство перед рейсом.

Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает компании и индивидуальных предпринимателей, осуществ­ляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организовывать и проводить предрейсовый конт­роль технического состояния транспортных средств (ч. 4 ст. 20). Порядок проведения предрейсового конт­роля должен быть установлен федеральный органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Между тем до недавнего времени такой порядок установлен не был. Обязанность субъектов транспортной деятельности обеспечить проведение предрейсового конт­роля технического состояния транспортного средства и запрет выпус­кать на линию транспортные средства, не прошедшие предрейсовый конт­роль, были установлены Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7), однако четких требований к порядку проведения такого конт­роля установлено не ­было.

И вот перечень требований к организации и проведению предрейсового конт­роля технического состояния транспортных средств установил Минтранс России в приказе от 06.04.2017 № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового конт­роля технического состоя­ния транспортных средств» (далее — Порядок, зарегистрирован в Минюсте России 23.06.2017 № 47160). Основная цель принятия этого нормативного акта — исключить возможность выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.

Кто может проводить предрейсовый конт­роль?

Согласно Порядку предрейсовый конт­роль необходимо проводить до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки. Осуществляться предрейсовый конт­роль должен конт­ролером технического состояния автотранспортных средств или конт­ролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого лицо, осуществляющее перевозки (субъект транспортной деятельности), возложило обязанности по проведению такого конт­роля.

Отметим, что конт­ролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287. Так, конт­ролер технического состояния автотранспортных средств должен соответствовать одному из требований:

  • либо о наличии диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

  • либо о наличии диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» с опытом работы в области конт­роля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее ­одного года;

  • либо о наличии диплома об образовании не ниже среднего профессионального по иным специальностям и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации конт­ролера технического состояния автотранспортных средств.

Сходные требования предъявляются и к конт­ролерам технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

Порядок проведения предрейсового ­контроля теперь подробно регламентирован

Контролер, проводя предрейсовый конт­роль, проверяет работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического рег­ламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877), а также постановления Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 «О правилах дорожного движения».

Порядок определяет, что именно должен проверить конт­ролер в рамках предрейсового конт­роля: исправность тормозной системы и рулевого управления, колес и шин (кроме трамвая), звукового сигнала, аппаратуры спутниковой навигации, исправность замков дверей, работоспособность стек­лоочистителей и внешних световых приборов, светоотражателей, герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, укомп­лектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и др.

Итоги предрейсового конт­роля необходимо фиксировать в путевом листе

По итогам прохождения транспортным средством предрейсового конт­роля его технического состояния заполняется путевой лист. Если несоответствий требованиям Порядка не обнаружено, конт­ролер проставляет в путевом листе отметку «прошел предрейсовый конт­роль техничес­кого состояния», указывает дату и время проведения предрейсового конт­роля и заверяет эти данные своей подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16.1 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового конт­роля и подписи конт­ролера не допускается.

Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового конт­роля. Журнал регистрации результатов предрейсового конт­роля должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование марки, модели транспортного средства;

  • государственный регистрационный знак транспортного средства;

  • ­ФИО водителя транспортного средства;

  • ­ФИО конт­ролера, проводившего предрейсовый конт­роль;

  • дату и время проведения предрейсового конт­роля;

  • показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового конт­роля;

  • отметку о прохождении предрейсового конт­роля;

  • подписи водителя и конт­ролера.

Также в журнале регистрации результатов предрейсового конт­роля могут указываться дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления перевозок.

Документ вступит в силу в декабре 2017 г.

Об обязанностях, которые накладывает на компанию владение автомобилем, и различиях между профессиональными перевозчиками и обычными собственниками транспорта читайте в материа­ле «Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее?», «ЭЖ», 2017, № 22.