1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 60

Минсельхоз объявил войну фиктивной экопродукции

Проект закона, призванного урегулировать вопросы производства и оборота экотоваров, подготовил Минсельхоз России. Установлены требования к производству органической продукции, порядок ее сертификации и учета.

В последние годы мировой, а с ним и российский рынок захватила экопродукция. Обозначения «эко», «био», «органик» все чаще можно встретить на упаковках пищевых продуктов, парфюмерии, моющих средств и даже одежды. Потребитель ожидает от таких товаров натурального состава, отсутствия вредных веществ. Действительно, производство экологически чистой продукции осуществляется по специальным технологиям. В частности, при ведении органического сельского хозяйства исключается использование агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, генно-модифицированных организмов.

Проблема в том, что зачастую указание на органический характер продукта — не более чем маркетинговый ход, а предлагаемые товары с пометкой «эко» ничем не отличаются от продуктов других продавцов. При их производстве также используются химикаты и иные вредные вещества. Это приводит к существенному нарушению интересов различных групп. С одной стороны, страдают потребители — товары не соответствуют их ожиданиям и могут причинить вред здоровью. С другой стороны, нарушается принцип добросовестной конкуренции. Производители фальшивых экопродуктов без каких-либо дополнительных затрат на повышение качества товара получают конкурентное преимущество, привлекают потребителей.

На сегодняшний день рынок органической продукции в России функционирует стихийно. Единственным нормативным правовым актом в сфере производства такой продукции является ведомственный акт Минздрава России — Санитарные правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36, в которые в 2008 г. был включен раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам». Иные механизмы регулирования процессов производства, оборота, переработки органической продукции, а также системы контроля ее соответствия установленным требованиям на сегодняшний день в России отсутствуют. Законодательно не определено даже, какую продукцию в принципе можно считать органической.

Чтобы этот пробел устранить, Минсельхоз России разработал проект федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/04-17/00064573, далее — проект).

Надо отметить, что предлагаемое в проекте регулирование распространяется не на любую органическую продукцию, а только на пищевую и кормовую продукцию, а также посадочный и посевной материал. При этом из предмета регулирующего воздействия предлагаемого закона прямо исключены отношения, связанные с производством и оборотом:

  • парфюмерно-косметической продукции;

  • лекарственных средств;

  • семян и иных частей растений, применяемых для воспроизводства лесов и лесоразведения;

  • продукции охоты и рыболовства в натуральном или переработанном виде;

  • продукции, полученной в результате сбора и (или) переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов;

  • молоди, личинок, иного посадочного материала, используемого для искусственного воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов.

Под органической продукцией проект предложил понимать продукцию растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемую человеком в пищу или используемую в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, полученную в результате сертифицированного в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании производства органической продукции.

Проект устанавливает ряд принципов, на основании которых должны осуществляться производство и оборот органической продукции. Так, производство органической продукции должно быть обособлено от иного производства. Для него должны использоваться земельные участки, животные и растения, соответствующие требованиям документов национальной системы стандартизации на производство органической продукции. При производстве не могут применяться агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты; генно-инженерно-модифицированные и трансгенные организмы, а также метод гидропонного производства и ионизирующее излучение для обработки органической продукции.

Производители органической продукции должны применять меры по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения. Выбор животных для производства органической продукции животного происхождения должен осуществляться с учетом способности пород и видов приспосабливаться к местным условиям, их устойчивости к болезням, условий содержания конкретных особей с момента их рождения. Производители не должны использовать техники трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, а также вещества и методы, которые восстанавливают свойства, утерянные в процессе переработке и хранения органической продукции. Для упаковки органической продукции должны применяться материалы, оказывающие минимальное негативное воздействие на саму органическую продукцию и окружающую среду.

Подтверждение соответствия органического производства требованиям законодательства будет осуществляться аккредитованными органами по сертификации на добровольной основе.

Законопроект предусмотрел создание Единого государственного реестра производителей органической продукции (далее — Реестр) в целях информирования потребителей и подтверждения сведений для получения производителями органической продукции государственной поддержки. Ведение Реестра будет осуществляться в электронной форме федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области производства и оборота органической продукции. Вносить в Реестр планируется данные о производителе органической продукции, наименование экопродукта, сведения (в том числе регистрационный номер, дату выдачи, срок действия) сертификата соответствия органического производства.

Сведения, содержащиеся в Реестре, будут общедоступными и будут публиковаться на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ в области производства и оборота органической продукции.

Производители органической продукции смогут использовать термин «органический продукт» для информирования потребителей об органической продукции и ее рекламирования только после получения ими сертификата соответствия производства органической продукции. Таким производителям будет оказываться информационное и методическое обеспечение со стороны уполномоченного Правительством РФ в области производства и оборота органической продукции органа. Законопроект назвал следующие формы подобного обеспечения:

  • информирование о научных исследованиях и экспериментальных разработках, направленных на получение технологий и способов органического производства;

  • организация обучения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, методам и способам ведения органического производства;

  • организация оказания консультационных услуг по вопросам, связанным с органическим производством.

До 16 мая 2017 г. проект будет проходить публичные обсуждения.