Компенсация за личное авто

| статьи | печать

В письме от 10.04.2017 № 03-03-06/1/21050 Минфин России разъяснил, что при использовании личного автомобиля для служебных поездок в целях налога на прибыль можно учесть только компенсацию в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Однако существует и другой вариант оформления отношений между работником и организацией, который позволяет включить в расходы в полном объеме все выплаты работнику.

Если работник по согласованию с работодателем использует в служебных целях свой личный автомобиль, работодатель обязан выплатить ему компенсацию за использование автомобиля и возместить расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

Правила учета

В целях исчисления налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Согласно им по легковым автомобилям с объемом двигателя до 2000 куб. см размер компенсации составляет 1200 руб. в месяц, а с объемом двигателя свыше 2000 куб. см. — 1500 руб.

Из постановления не ясно, включают ли эти нормы и возмещение расходов на ГСМ. В связи с этим у компаний возникает вопрос: можно ли учесть в расходах помимо компенсации за использование автомобиля в служебных целях в пределах установленных норм суммы возмещения стоимости бензина, потраченного сотрудниками на служебные поездки?

Позиция Минфина

В своих письмах специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли, что в нормах, установленных Правительством РФ, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт). Поэтому компания не вправе включать в расходы по налогу на прибыль компенсацию (с учетом затрат) на ГСМ в части превышения установленных Правительством РФ норм (письма от 19.08.2016 № 03-03-06/1/48789, от 04.12.2015 № 03-03-06/70852, от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239). Аналогичная точка зрения содержится и в комментируемом письме.

Мнение арбитров

Позиция Минфина России находит поддержку в судах. Так, в деле, рассмотренном в Определении ВАС РФ от 29.01.2009 № ВАС-495/09, компания выплачивала работникам компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, и учитывала ее в прочих расходах на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Помимо компенсации она возмещала им расходы на ГСМ, которые учитывала в материальных расходах на основании подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение топлива.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что действия компании правомерны. Они отметили, что компенсация работникам за использование их авто учтена в расходах в пределах установленных норм, что налоговым органом не оспаривается. Затраты на ГСМ в размер этой компенсации не включаются, поскольку они относятся к расходам самой организации. Поэтому она правомерно учла их на основании подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Однако окружной суд посчитал данный вывод ошибочным. Он указал, что при оплате ГСМ, израсходованных в процессе эксплуатации личных легковых автомобилей сотрудников для служебных поездок, компания не несет расходы на приобретение топлива, а компенсирует расходы работника по использованию личного автомобиля (в том числе и затраты на ГСМ). Поэтому никаких оснований для учета сумм возмещения ГСМ в части, превышающей установленные нормы компенсации, у компании не было. ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр.

А в решении от 14.09.2009 № ВАС-10278/09 ВАС РФ указал, что Налоговый кодекс допускает уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на компенсацию затрат, возникающих у работника в случае использования им личного транспорта для служебных целей (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Возможность такой компенсации установлена ст. 188 ТК РФ. При этом в целях налога на прибыль данная компенсация учитывается только в пределах норм, устанавливаемых Правительством РФ. Данные нормы включают в себя и затраты на ГСМ при эксплуатации личных авто сотрудников.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и мнение ВАС РФ, компания, выплачивающая по правилам трудового законодательства компенсацию работникам за использование их авто в служебных целях, может учесть выплаты работникам только в пределах норм, установленных Правительством РФ.

Альтернативный вариант

В вышеупомянутом решении ВАС РФ указал на альтернативный вариант оформления отношений с работниками по использованию их авто в служебных целях. Высшие арбитры отметили, что отношения между работодателем и работником при использовании последним личного автомобиля в служебных целях могут быть оформлены как на основе приказа руководителя путем выплаты компенсации, как и посредством заключения между организацией и работником договора аренды транспортного средства. А в соответствии со ст. 642—646 ГК РФ на арендатора может быть возложено несение расходов на содержание арендованного транспортного средства, в том числе и возникающих в связи с его эксплуатацией.

Таким образом, если компания заключит с работником договор аренды его транспортного средства, она сможет учесть все выплаты работнику по такому договору в расходах.

Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2014 по делу № А46-15928/2013 суд рассмотрел ситуацию, когда с работниками были заключены договоры аренды транспортного средств, по условиям которых работникам возмещалась стоимость истраченного ими для служебных поездок ГСМ. Суд указал, что отношения, связанные с использованием личных транспортных средств, урегулированы компанией и ее работниками посредством заключения гражданско-правовых договоров. Поэтому она правомерно учла расходы на возмещение ГСМ в составе расходов. Аналогичный вывод содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 по делу № А44-3149/2005-9.