Импорт заместили, кое-где — полностью

| статьи | печать
Импорт заместили, кое-где — полностью

Политика импортозамещения дала, по оценке главы государства Владимира Путина, высказанной на совещании с членами правительства, весомые результаты в ряде отраслей: агропромышленном секторе, транспортном, сельскохозяйственном и нефтяном машиностроении. Эксперты отмечают, что в целом по экономике эффект от импортозамещения был небольшим. Для экономического роста скорее нужна диверсификация российского экспорта.

Резкие изменения внешней конъюнктуры, ограничения политического характера, по мнению президента страны, еще раз обозначили высокую, иногда излишне высокую зависимость от импорта некоторых товаров и услуг.

«Вместе с тем открылось и уникальное окно возможностей для развития целого ряда отраслей и секторов экономики, — подчеркнул В. Путин. — Прежде всего это агропромышленный комплекс в связи с освобождением рынка для отечественных производителей, машиностроение, легкая промышленность. Два года назад, например, доля отечественной продукции транспортного машиностроения на внутреннем рынке вплотную приблизилась к ста процентам».

Активно развивается сельхозмашиностроение. Нефтегазовое машиностроение заполнило половину отечественного рынка своей продукцией. При общем росте потребления импорт свинины сократился примерно на треть, а импорт мяса птицы вдвое — все занято продукцией отечественного производителя.

Вместе с тем глава государства обратил внимание на несколько принципиальных вещей. Во-первых, крайне важно учитывать интересы потребителей. Отечественная продукция должна быть конкурентоспособна как по цене, так и по качеству, соответствовать мировым требованиям и стандартам.

Во-вторых, при реализации планов по импортозамещению необходимо сохранить конкурентную рыночную среду без необоснованных преференций и тепличных условий для отдельных участников рынка.

В-третьих, важно понимать, что государственная поддержка проектов импортозамещения небезгранична. Ее основная задача — стимулировать запуск новых проектов, подставить им плечо, помочь развернуться на начальном этапе их реализации. В дальнейшем успех будет зависеть от грамотного управленческого подхода руководителей компаний.

Более пессимистично оценили результаты импортозамещения экономисты, принявшие участие в диспуте, организованном Ассоциацией независимых центров экономического анализа.

Небольшой прогресс в импортозамещении, по словам эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимира Сальникова, есть. В текущих ценах доля импорта в добавленной стоимости в экономике снизилась с 53% в 2013 г. до 47% — в 2016-м, в обработке и сельском хозяйстве — с 15,3 до 14,9%.

Выигрыш от импортозамещения получили, главным образом, сельскохозяйственные производители, некоторые виды химического производства и фармацевтика.

В пищевом секторе основным получателем дивидендов стало производство мяса и мясопродуктов, в первую очередь, компании, занятые выпуском куриного мяса. А вот производство говядины полностью сосредоточить в России невозможно, и все равно придется ее частично импортировать из-за рубежа.

В число выигравших секторов экономики также вошли производство молочной продукции и растениеводство.

В сегменте производства машин и оборудования позитивный эффект особенно заметен в сельскохозяйственном машиностроении и выпуске бытовых приборов. Производство же большинства остальных видов оборудования, скорее, пострадало от импортозамещения, или оно никак не повлияло на их выпуск.

Импортозамещение, по мнению профессора Российской экономической школы Натальи Волчковой, замедляет экономический рост и снижает благосостояние граждан. «Продовольственная безопасность — это не про продовольственную самодостаточность. Это обеспечение доходов населения, достаточное, чтобы покупать на мировом рынке самую разнообразную корзину продовольствия», — считает экономист.

Более насущной проблемой, по оценке Н. Волчковой, является недостаточная диверсификация структуры российского экспорта, в котором превалируют сырьевые товары. А эту задачу с помощью ограничительных административных мер решить невозможно.