1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Повестку дня задает муниципалитет

Первый в этом году форум активных россиян «Сообщество» пройдет в конце февраля в Ярославле. Темами для обсуждения на его дискуссионных площадках могут стать вопросы участия местных сообществ в общественном жилищном контроле и взаимодействия региональных общественных палат с общественными советами муниципальных образований.

На обсуждение названных выше тем рассчитывают авторы актуальных инициативных проектов из города Череповца Вологодской области. Они поделились с «ЭЖ» своими замыслами, которые, на наш взгляд, достойны внимания органов местного самоуправления в других регионах страны.

Местные жители станут общественными инспекторами и экспертами

Активные жители «Северной Магнитки» не без оснований считают, что внесли свою лепту в принятие Правил осуществ­ления общественного жилищного контроля (постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491). Сопредседатель городского общественного совета Череповца Виктор Виноградов назвал этот документ локальной профильной победой, потому что это первый реальный шаг по контролю в сфере ЖКХ на уровне муниципальных образований. «Это итог двух лет коллективной борьбы муниципального сообщества за достойное учас­тие в реализации федерального закона об общественном контроле, — пишет он в редакцию. — Но работы еще непочатый край. Тем более что мы на муниципальном уровне ориентируемся на взаимодействие общественности с органами местного самоуправления».

Правительственное постановление «О порядке осуществления общественного жилищного контроля», опуб­ликованное в январе, принято в соответствии с п. 17.1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ (от 29.12.2004 № ­188-ФЗ). Документ направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

Граждане участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов. Правда, последними могут стать только специалисты, имеющие специальные знания и практику в сфере жилищного законодательства. Не исключено, что это могут быть и бывшие работники отрасли. Любой россиянин, пожелавший принять участие в общественной проверке или общественной экспертизе, может в течение десяти дней после объявления о проведении контрольных мероприятий подать заявку в субъект общественного жилищного контроля письменно или по электронной почте.

Субъектами общественного жилищного контроля, согласно постановлению, являются:

  • Общественная палата РФ;

  • региональные общественные палаты;

  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;

  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;

  • общественные советы при законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации;

  • общественные советы при органах местного самоуправления;

  • общественные объединения, иные некоммерческие организации;

  • советы многоквартирных домов;

  • другие лица согласно законодательству.

В этот перечень следует ввести территориальное общественное самоуправление, считает В. Виноградов.

В течение пяти дней со дня получения запроса субъект общественного жилищного контроля принимает решение о включении или невключении заявителя в состав общественных инспекторов или экспертов. Права и обязанности общественных инспекторов прописаны в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ». В нем же указаны формы общественного жилищного контроля. Если он проводится в форме экспертизы, то организатор проверки привлекает общественных экспертов либо формирует экспертную комиссию.

Решение о проведении контроля размещается организатором надзорных мероприятий в интернете, а с 1 июля 2017 г. — еще в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

К предметам общественного жилищного контроля относятся:

  • акты, проекты актов;

  • решения, проекты решений;

  • документы и другие материа­лы;

  • действие (бездействие) государственных и муниципальных органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

Результаты проверки размещаются в интернете и ГИС ЖКХ (с 1 июля 2017 г.). Государственные и муниципальные органы и организации обязаны рассмотреть направленные им итоговые документы и направить в установленный законодательством срок обоснованные ответы субъекту общественного жилищного контроля. Череповчане настаи­вают на совместном рассмот­рении итогов проверки общественными контролерами и местной властью, поскольку это наиболее продуктивный путь решения проблем.

Возрастает значение координации действий между государственными и муниципальными общественными структурами

В Вологодской области идея координации возникла при предыдущем составе региональной общественной палаты (ОП), но ее воплощение начато при нынешнем составе. Сейчас общественность Череповца активно участвует в совместной разработке предложений по конкретным формам формализации отношений между ОП субъекта Федерации и общественными советами (ОС) муниципальных образований, чтобы ввести их взаимодействие в правовое поле. Потому что как в сфере общественного жилищного контроля, так и в других аспектах социума растет значение скоординированных действий общественных формирований и негосударственных некоммерческих организаций регио­нального и муниципального уровней. Они решают одну задачу — отстаивают интересы граждан и их добровольных объединений, деятельность которых направлена на улучшение качества и уровня жизни в муниципальных образованиях, а значит, и в регионе в целом.

Первое предложение касается возможности создания Координационного совета по взаи­модействию ОП субъекта Федерации с муниципальными ОС для оказания им методической и иной поддержки и создания на такой основе единого алгоритма действий в регионе и на местном уровне. Такая общественная структура может быть сформирована простым решением совета региональной палаты с целью:

  • обсуждения актуальных проблем формирования и развития современной системы институтов гражданского общества в регионе и в муниципалитетах;

  • защиты прав и свобод граждан, общественных объединений при формировании и реализации региональной и муниципальной политики;

  • осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного само­управления;

  • совместной выработки рекомендаций, направленных на решение социальных и общественных проблем в регионе и муниципальных образованиях;

  • привлечения общественных советов муниципальных образований к общественной экспертизе проектов федеральных и региональных законов, а также приоритетных региональных программ экономического и социального развития;

  • обмена практиками осуществ­ления общественной экспертизы нормативно-правовых актов в муниципальных образованиях.

Второе предложение — возможность заключения соглашений о сотрудничестве между ОП региона и ОС муниципальных образований, при согласии последних, естественно. По задумке инициаторов, такой документ должен служить концептуальным организационно-методическим регламентом взаимодействия общественных активистов регионального и муниципального уровней при осуществлении ими своей деятельности.

Третье предложение предполагает упорядочение кураторства со стороны ОП региона над муниципальными ОС. С этой целью предлагается учредить институт представителя ОП субъекта Федерации, который будет уполномочен обеспечивать партнерство по конкретным направлениям дея­тельности региональной ОП и ОС муниципалитетов. По мнению В. Виноградова, необходимость в этом возникает при ротации состава региональной ОП. Каждый раз муниципалитетам сообщается о назначении нового куратора или ответственного по взаимодействию с ними, но не указываются его функции, статус, порядок взаи­модействия с курируемыми. Эту недоработку надо оперативно исправлять, считает эксперт местного самоуправления.

Он не исключает также возможность создания общефедерального совета общественных палат страны. Во всяком случае, это стоит обсуждения на форумах активных граждан «Сообщество», которые, как и прежде, пройдут в этом году во всех федеральных округах. В Ярославле, по сообщению пресс-службы ОП РФ, ждут приезда почти 1000 гражданских активистов и представителей некоммерческих организаций из всех регионов ЦФО. Регистрация на сайте форума продолжается. Ожидается, что за два дня работы будет подписано около 100 соглашений о взаимодействии между активистами, бизнесом и властью.

В ближайшие месяцы форумы «Сообщество» пройдут в Сибирском федеральном округе, Красноярске, Южном федеральном округе, Ростове-на-Дону. Итоговый общефедеральный форум пройдет в конце года в Москве.

Комментарий

Александр Бречалов, секретарь Общественной палаты РФ

Проводя по всей стране окружные форумы «Сообщество», мы выявили новый восходящий тренд некоммерчес­ких организаций — запрос не столько на справедливость, сколько на созидание. Вместе мы создаем культуру созидания. У нас достаточно тех, кто пытается что-то контролировать, многие любят критиковать работу друг друга, но гораздо важнее создавать что-то своими руками.

Сумма:
%