Генетики называют гены — виновники алкоголизма и гены — защитники от этой беды

Учёные пришли к выводу, что алкоголизм — это не только социальная, но и генетически обусловленная проблема. Некоторые люди могут употреблять значительные количества алкоголя и не попадать при этом в зависимость, другие же не обладают такой способностью.

Главный орган в организме по контролю за выпивкой — печень. В ней синтезируется гормональное соединение FGF21, которое является компонентом естественной защитной системы организма, осуществляющей борьбу с алкоголизмом. Так утверждают в издании Proceedings of the National Academy of Sciences британские учёные, которые выяснили, как печень воюет с пьянством.

Делает она это, производя гормон FGF21. Но если в в геноме конкретного человека присутствует мутация, нарушающая производство спасительного гормона, то он лишается защиты от выработки пристрастия к спиртному.

Такие данные сотрудники Имперского колледжа Лондона под руководством Пола Элиота сделали после того, как подвергли тщательному анализу генетический материал более чем сотни тысяч жителей европейского континента. Полученная генетическая информация сопоставлялась с данными о склонности к употреблению спиртного, которыми были снабжены биоматериалы.

В результате и выяснилось, что алкоголизм может иметь генетическую природу.

Примерно в то же время генетики из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета искали ген, который подавляет желание употреблять алкоголь.

Техасцы изучили результаты нескольких исследований, в которых проводился поиск связи между пристрастием к спиртному и различными вариантами (аллелями) генов. Сравнили ДНК более 105 000 людей. При этом к тяжело пьющим участникам относились мужчины, употребляющие более 21 стакана алкоголя в неделю, и женщины, выпивающие более 14. Умеренно пьющими являлись те, кто употреблял менее 14 стаканов (мужчины) или менее семи (женщины).

Было установлено, что один из вариантов гена β-Klotho присутствовал у 40% участников исследования со слабым пристрастием к алкоголю. β-Klotho кодирует белок, формирующий в центральной нервной системе сложный белковый комплекс. Последний также образован рецепторами молекул, известных как факторы роста фибробластов 21 (FGF21). Комплекс связывается с гормоном FGF21, активируя его, а тот в свою очередь непосредственно воздействует на центральную нервную систему, подавляя тягу к спиртному.

FGF21 может также уменьшить пристрастие к сахару и способствует уменьшению веса. Это соединение регулирует метаболизм, циркадные ритмы и женские репродуктивные функции. Однако для правильной работы гормона необходим β-Klotho, поскольку у мутантных мышей с неактивным геном тяга к алкоголю не пропадала, даже если им искусственно увеличивали уровень FGF21 в крови.

Учёные надеются, что результаты их работы помогут разработать новые методы лечения алкоголизма.

Международная группа учёных выяснила, что в значительной степени на вероятность развития у человека чрезмерной тяги к алкоголю влиял ген KLB и различные его мутации. Это удалось подтвердить в ходе эксперимента на лабораторных мышах — те грызуны, у которых ген KLB «отключили», намного охотнее употребляли спиртосодержащие напитки, чем прочие.

Все исследователи отмечают, что они только в начале пути изучения генетической природы алкоголизма и что ещё предстоит большая работа, чтобы найти методы исправления генетической зависимости у людей. Тем не менее они уверены, что само направление движения выбрано верно, а значит, со временем люди получат средства для защиты от предрасположенности к алкоголизму.

Вот тогда выяснится, многие ли захотят на самом деле перестать быть алкоголиками и заняться делом, а не продолжать списывать неудачи на пристрастие к спиртному.