Установлен приоритет российских товаров перед импортными при закупках компаний с госучастием

| статьи | печать

С 2017 г. начнет действовать приоритет отечественных товаров, а также работ (услуг), выполненных (оказанных) российскими компаниями перед иностранными при участии в закупках госкорпораций и других компаний с госучастием. В целом порядок и условия предоставления приоритета аналогичны действующим требованиям в госзакупках по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правительство РФ приняло постановление от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — постановление № 925). Речь идет об установлении приоритета при закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Аналогичное регулирование предусмотрено в сфере размещения государственного и муниципального заказа (приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Положения постановления № 925 будут распространяться на все способы закупок по Закону № 223-ФЗ, за исключением закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Их суть заключается в том, чтобы предоставить российским предприятиям больше возможностей для победы на торгах, организованных компаниями с госучастием. В частности, если аукцион или другой вид закупок, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на «шаг», выиграет иностранная компания (подрядчик или исполнитель) или компания, поставляющая импортные товары, то договор с таким победителем будет заключаться по цене, сниженной на 15% от предложенной ею цены. Если победитель аукциона предложит и импортный товар, и отечественный, при этом стоимость российского товара составит более 50%, то приоритет не предоставляется, то есть ему не придется снижать цену на 15% (это же правило распространяется на иностранных подрядчиков и исполнителей услуг).

Если победитель закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, предложит импортные товары (выполнение работ или оказание услуг иностранной компанией), то договор с таким победителем будет заключен по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора.

Еще одно правило установлено на случай, если закупка будет осуществляться путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. В этом случае оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке российских товаров (о выполнении работ и оказании услуг российскими лицами), по стоимостным критериям оценки будут производиться по предложенной цене, сниженной на 15%. При этом договор все равно придется заключить по цене, предложенной участником в заявке. Это означает, что цена, предложенная российским участником закупки, автоматически будет снижена на 15% по сравнению с ценой, предложенной поставщиками иностранных товаров (иностранным подрядчиком, исполнителем). При этом если российский участник закупки предложит одновременно импортный и российский товар (работы, услуги), но стоимость российского товара составит менее 50% стоимости всех товаров (работ, услуг), то приоритет не будет применяться.

Помимо этого, приоритет не будет предоставляться, если закупка была признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки, а также если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами либо о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Также в постановлении № 925 указаны условия предоставления приоритета, которые включаются в документацию о закупке:

  • требование об указании участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров;

  • положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара;

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

  • условие о том, что в отсутствие в заявке на участие в закупке указания страны происхождения поставляемого товара такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юрлиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физлиц);

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров. Исключение — когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские с тем же качеством, техническими и функциональными характеристиками;

  • другие.

Постановление вступит в силу с 2017 г. Его действие не будет распространяться на закупки, извещения о проведении которых будут размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых будут направлены до января 2017 г.