Правительство предложило новую систему пожарного надзора. С проверкой сможет прийти любой

| статьи | печать

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который предлагает ряд существенных поправок в действующее регулирование пожарной безопасности. В частности, внедрить риск-ориентированный подход при проведении контрольных мероприятий в области пожарной безопасности, наделить полномочиями по проведению проверок в области пожарной безопасности организаций не только МЧС, но и иные органы государственной власти.

В то время как поименный состав новой Госдумы только формируется, право законодательной инициативы реализует Правительство РФ. На его официальном сайте 20 сентября появилась информация о внесении в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование правового регулирования в сфере государственного пожарного надзора (на сайте самой Госдумы информации о внесении проекта на рассмотрение пока нет).

Текст проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» (далее — законопроект) подготовило МЧС России. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности) и КоАП РФ. Как поясняют разработчики, целью поправок является устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, дальнейшее развитие правовых институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (земельных участках).

Проверять соблюдение требований пожарной безопасности теперь будет не только МЧС

Одним из ключевых нововведений законопроекта является существенное расширение круга органов, наделенных полномочиями по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. На сегодняшний день государственный пожарный надзор осуществляют структурные подразделения МЧС России (п. 2 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290). Законопроект же предлагает наделить такими полномочиями не только МЧС России, но и структурные подразделения других федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В соответствии с законопроектом должностные лица перечисленных органов смогут:

  • посещать территорию (земельные участки) и объекты защиты и обследовать их;

  • выдавать гражданам и организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и земельных участках;

  • производить дознание по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности;

  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований пожарной безопасности;

  • также осуществлять ряд других функций.

Иными словами, если законопроект одобрят, проверять компании на соблюдение требований пожарной безопасности сможет не только МЧС России, но и целый ряд других органов.

Соответствующая норма появится и в КоАП РФ — ч. 2 ст. 23.34 Кодекса предлагается дополнить п. 11 и 12, в соответствии с которыми рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания смогут государственные инспектора (они же руководители) перечисленных органов, а также их заместители.

Риск-ориентированный подход при оценке пожарной безопасности

Еще в прошлом году в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» появилась ст. 8.1, в соответствии с которой при организации отдельных видов государственного надзора должен применяться риск-ориентированный подход (подробнее читайте в материале «Компании начнут проверять на основании риск-ориентированного подхода», «ЭЖ», 2016, № 13). В частности, риск-ориентированный подход будет применяться при организации пожарного надзора (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). В связи с этим разработчики законопроекта предлагают внести поправки в Закон о пожарной безопасности, которые приведут его в соответствие с указанными нормами законодательства.

В Законе о пожарной безопасности появятся такие понятия, как «независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)», «эксперт в области оценки пожарного риска», «заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска». Так, результаты независимой оценки пожарного риска являются критерием, в соответствии с которым объекты защиты будут отнесены к той или иной категории риска. Эти результаты будут, в частности, влиять на периодичность проведения плановых проверок объектов защиты и земельных участков.

Изменения в нормах об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

Законопроектом предлагается две группы поправок, касающихся административной ответственности за нарушения в области пожарной безопасности.

Во-первых, предлагается установить административную ответственность экспертов в области оценки пожарного риска и порядка оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска, а также за заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска. Для этого предлагается дополнить ст. 20.4 КоАП РФ п. 9, предусматривающим ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного до трех лет. Также предлагается ввести возможность дисквалификации для экспертов в области оценки пожарного риска в ст. 3.11 КоАП РФ.

Во-вторых, законопроект предлагает внести изменения в положения об ответственности нарушителей требований пожарной безопасности. В частности, в перечень нарушителей предлагается включить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вероятно, это сделано для того, чтобы ужесточить ответственность для этой категории лиц — если в соответствии с действующей редакцией они могут подпадать под категорию граждан, размер штрафа для которых составляет от 1000 до 1500 руб, то законопроект предлагает разделить эти две категории и установить для предпринимателей штраф в значительно большем размере — от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, предлагается ввести дополнительную меру ответственности для организаций, нарушающих требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.