Объявлено о поимке виновного в ожирении гена

Журнал Cell Reports сообщил о том, что учёным из Медицинского колледжа Бэйлора и Политехнического университета Вирджинии удалось обнаружить в клетках мозга мышей ген, ответственный за ожирение. Мало того, этот ген получилось блокировать, «арестовывать», так сказать, чтобы он не вредил живому существу.

До последнего времени учёные путались в теориях по поводу того, почему люди часто склонны к ожирению. Попытки объяснить всё лишь склонностью к перееданию при недостаточной физической нагрузке не всегда срабатывали – ожирением порой страдают и те, кто не объедается и много работает. Точно установлено одно – лишний вес ведёт к повышению риска заболеваний массой противных недугов. Это проблема стала в последнее время без преувеличения глобальной, поэтому попытки объяснить набор веса продолжаются.

Согласно недавнему исследованию, склонность организма к ожирению увеличивается, потому что жирная еда меняет активность мозга. В рамках этой теории вели исследования учёные из Вирджинии.

Они изучили активность гена Rap1 в головном мозге мышей. В статье Cell Reports нам напоминают, что этот ген участвует в формировании памяти и процессах обучения. Однако в нашем случае исследователей заинтересовала его роль в обеспечении энергетического баланса. И они получили данные, которые показали, что активность Rap1действительно влияет на энергетический баланс.

Эксперименты проводились на грызунах. Мышей разбили на две группы. У подопытных животных из одной группы блокировали активность гена Rap1 в группе нейронов в гипоталамусе. Вторую группу оставили в покое. Обе группы мышей кормили пищей с высоким содержанием жиров. Скоро выяснилось, что мыши, у которых ген был подавлен, набирали гораздо меньше веса, чем их сородичи. Эти грызуны меньше ели, а их организм начал эффективно сжигать жиры.

Но самое главное, по мнению учёных, в том, что животные с «выключенным» геном не испытывали развития резистентности к гормону сытости лептину. Это важно, так как известно: при развитии ожирения развивается и невосприимчивость к лептину, в результате чего человек не понимает, когда он сыт, и ест всё больше и больше.

Теперь учёные на основе результатов своих исследований планируют приступить к разработке нового метода лечения ожирения — с помощью генной терапии.

Придётся подождать до появления каких-нибудь пилюль, приём которых будет просто выключать ген и станет возвращать людям чувство сытости наперекор стимуляторам вкуса, массово производимым искусными кулинарами. Последствия «ареста» Rap1 у людей надо будет ещё долго изучать. Чтобы было не скучно ждать чудо-ген, можно пока заняться физкультурой и изучением рецептов приготовления вкусной и здоровой пищи.