Налоговый мониторинг КГН

| статьи | печать

В письме от 30.05.2016 № ЕД-4-15/9597@ специалисты ФНС России разъяснили три вопроса, связанных с проведением налогового мониторинга консолидированной группы налогоплательщиков. Подробности — в нашем комментарии.

Из общего вычленим частное

Предположим, что на проведение налогового мониторинга хочет подписаться только один участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Чтобы налоговики одобрили его заявление, он должен выполнить условия, преду­смотренные в подп. 1. п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Одно из них заключается в том, что совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.

Возникает вопрос: как рассчитать сумму налога на прибыль, приходящуюся на участника КГН, с учетом его доли в налоговой базе КГН, — поквартально или по итогам годовой налоговой декларации?

Для ответа на этот вопрос налоговики порекомендовали воспользоваться разъяснениями, данными Минфином России в письме от 02.03.2012 № 03-03-06/4/15. Согласно им определить сумму уплаченного налога на прибыль организаций, приходящуюся на каждого из участников, в общей сумме уплаченного налога КГН возможно расчетным путем, используя данные деклараций за соответствующие отчетные (налоговые) периоды.

Таким образом, чтобы определить сумму налога на прибыль в бюджет субъектов РФ, приходящуюся на конкретного участника КГН, нужно взять декларацию по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, и суммировать показатели строк 070 приложений № 6а к листу 02 декларации с ИНН данного участника группы КГН. Налог на прибыль в федеральный бюджет в целом по КГН приводится по строке 190 листа 02 декларации. Часть этого налога, приходящаяся на участника КГН, может быть определена исходя из общей суммы налога и доли налоговой базы (%) участника КГН, которая применяется при распределении налоговой базы между участниками КГН и их обособленными подразделениями (строка 040 приложения № 6а к листу 02 декларации с ИНН участника группы). Если организация — участник КГН имеет обособленные подразделения в разных субъектах РФ, то показатели строк 040 приложений № 6а к листу 02 декларации с ИНН участника группы суммируются.

Мониторинг группы

Как известно, КГН признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе соответствующего договора в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. ст. 25.1 НК РФ). Может ли налоговый мониторинг проводиться в части налога на прибыль, исчисляющейся с консолидированной налоговой базы в отношении всех участников КГН, в том числе не изъявивших намерение о проведении в отношении них налогового мониторинга?

Вот что на этот вопрос ответили налоговики. С заявлением о проведении налогового мониторинга может обратиться в налоговый орган только организация — участник КГН, а не сама консолидированная группа. Ведь последняя только рассчитывает и уплачивает налог на прибыль по всей группе плательщиков, в то время как налоговый мониторинг проводится и по другим налогам.

В ходе налогового мониторинга по участнику КГН также проводится контроль за правильностью определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль по КГН, хотя прямо такие действия налоговиков в Налоговом кодексе не оговорены.

Налоговая служба отметила, что в настоящее время подготовлены изменения в ст. 105.26 НК РФ. Поправки пре­дусматривают проведение налогового мониторинга в отношении участника (ответственного участника) КГН по вопросам правильности определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей налого­обложения прибыли по КГН.

До вступления в силу данных изменений ФНС России считает целесооб­разным налоговому органу, принявшему решение о проведении налогового мониторинга в отношении участника КГН, заключать с данной организацией соглашение о расширенном информационном взаимодействии при определении сумм доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль участником КГН.

Кто проводит контроль

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Если компания является крупнейшим налогоплательщиком, то соответствующее заявление она должна сдать в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Согласно п. 4 ст. 105.27 НК РФ по результатам рассмотрения заявления и документов (информации), представленных организацией, руководитель налогового органа или его заместитель до 1 ноября года, в котором представлено заявление, принимает решение либо о проведении налогового мониторинга, либо об отказе в осуществлении такой формы налогового контроля.

Таким образом, налоговый мониторинг осуществляется инспекцией по месту нахождения организации, в отношении которой принято решение о проведении налогового мониторинга.

Специалисты ФНС России отметили, что, по их мнению, в настоящее время в рамках формирования компетенции по налоговому мониторингу представляется целесообразным осуществлять данную форму налогового контроля на федеральном уровне — Межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.