1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 127

Конец «зазеркалью»: чиновники начинают борьбу с сайтами-клонами

Минкомсвязи России разработало очередной законопроект с поправками в законодательство об информации, которые направлены на борьбу с так называемыми «зеркальными» сайтами, дающими пользователям возможность доступа к контенту уже заблокированных по решению суда «пиратских» сайтов. Разработчики документа предлагают не только ввести блокировку сайтов-клонов в упрощенном порядке, но и запретить интернет-поисковикам выдавать ссылки на них.

Третий блок «антипиратских» поправок — правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» — до 21 июля проходит независимую антикоррупционную экспертизу на портале www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/04-16/00048370). Авторы законопроекта предлагают предусмотреть возможность блокировки «зеркал» уже заблокированных пиратских сайтов без возбуждения самостоятельного судебного производства, запретить операторам поисковых систем выводить адреса «зеркал» в результатах поиска, а операторам связи — подсказывать способы обойти блокировку сайта с незаконным контентом.

Предполагается, что предложенные Минкомсвязи России поправки должны вступить в силу уже в ноябре этого года.

Три шага в борьбе за «чистый» интернет

Первый закон, которым были введены санкции за размещение «пиратского» контента в интернете и возможность блокировки сайтов с таким контентом, в народе получивший название «антипиратского пакета», был принят в 2013 г. (Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ). Второй «антипиратский пакет» (Федеральный закон от 24.11.2014 № 364-ФЗ) расширил действие предыдущего пакета и ввел возможность вечной блокировки «пиратских» сайтов.

Однако в процессе применения новых правил выяснилось, что даже на вечной блокировке сайта с незаконным контентом незаконная жизнь этого контента не заканчивается, скорее наоборот, он может с успехом «перекочевать» на другой сайт, который правообладателю снова нужно блокировать по предписанной процедуре, потому что иных механизмов закон не содержит. Процедура эта требует времени и денег, в то время как вопрос переноса сайта решается довольно быстро.

Для решения выявленной проблемы третьим «антипиратским пакетом» предлагается закрепить в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение «зеркального», а точнее, производного сайта в интернете. Под ним разработчики предлагают понимать сайт, имеющий сходное наименование и (или) отображение в интернете, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации исходного сайта в интернете, их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на исходном сайте, посредством автоматического перенаправления пользователя на исходный сайт и (или) другой производный сайт, и (или) полного либо частичного включения содержимого исходного сайта в состав отображаемой на производном сайте информации.

Производные сайты можно будет блокировать без инициирования отдельного судебного процесса, лишь на основании судебного приказа об ограничении доступа к производному сайту в интернете. Такой приказ суд будет выдавать по требованию правообладателя, в пользу которого ранее было вынесено решение о постоянном ограничении доступа к сайту. Помимо заявления, правообладателю также нужно будет представить заключение о том, что сайт является производным от сайта, уже заблокированного судом.

Операторы поисковых систем должны будут блокировать ссылки на «зеркала»

Третий «антипиратский пакет» затрагивает права и обязанности поисковиков. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас информацию о заблокированных сайтах можно получить через поисковые системы, а требование об исключении таких сайтов из поиска в законодательстве нет.

Потому законопроектом предлагается обязать поисковики в течение трех суток с момента получения соответствующего заявления правообладателя исключать из поиска сведения о сайтах, позволяющих получить доступ к информации об объектах авторских и (или) смежных прав, распространяемых в информационно-телекоммуникационных сетях, или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без разрешения правообладателя или иного законного основания и доступ к которому ограничен на основании судебного решения.

Такая обязанность не относится к сайтам, позволяющим получить доступ к фотографическим произведениям и произведениям, полученным способами, аналогичными фотографии, а также тем к операторам поисковых систем, которые не распространяют в интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей на территории России.

В заявлении об исключении сайта из поиска правообладатель должен будет указать реквизиты решения, которым была введена блокировка «оригинального» сайта.

Помимо этого разработчики проекта намерены решить еще одну проблему — размещение операторами связи в принадлежащих им информационных системах сведений о способах обхода блокировок сайтов, доступ к которым должен быть ограничен на основании сведений, полученных от Роскомнадзора. Для таких субъектов законопроектом вводится административная ответственность в виде штрафа (новая ст. 13.32 КоАП РФ в ред. законопроекта). Его размер для должностных лиц составит 3000—5000 руб., для индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 30 000 руб., для организаций — от 50 000 до 100 000 руб. Дела о таких правонарушениях будет рассматривать суд, а составлять протоколы — сотрудники Роскомнадзора.

Комментарий

Павел Катков, основатель и старший партнер юридической компании «Катков и партнеры»:

Сайты-нарушители стали создавать «зеркала»

Законопроект о блокировке «зеркал» является естественной реакцией законодателя на поведение сайтов, допускающих незаконное использование интеллектуальной собственности в интернете. По сути, это еще один этап развития данной области законодательства. Раньше «антипиратского» закона не было вовсе, затем его приняли только для одной отрасли, а увидев эффективность, расширили и на другие. Однако регулируемая среда всегда сопротивляется регулированию. Поэтому когда «пиратские» сайты стали допускать повторные нарушения, законодатель ввел в действие институт «вечной блокировки» (ст. 26 ГПК РФ, изменения внесены вторым «антипиратским пакетом» и вступили в силу с 1 мая 2016 г.). Однако в ответ сайты-нарушители стали создавать «зеркала», переводя аудиторию на них. Это позволяет им ослаблять эффективность «вечной блокировки»: ведь для ее получения необходимо провести два дела, и решения по двум этим делам должны вступить в силу. Для достижения этого результата необходимо примерно шесть месяцев, тогда как сайт-«зеркало» создается практически моментально. Такое положение вещей породило необходимость блокировки «зеркал» без повторного прохождения длительной процедуры получения решения о вечной блокировке, дабы сбалансировать возможности истцов с возможностями нарушителей, в данный момент находящиеся в дисбалансе в пользу последних. Заметьте, что законопроект также накладывает ограничительные обязательства на поисковые системы, что является новеллой для российского «антипиратского» законодательства. Бесспорно, принятие данных поправок поможет правообладателям достигать поставленных целей по легализации цифрового пространства. К тому же законопроект вносится правительством, что еще раз подчеркивает внимание исполнительной власти к данной проблеме. Между тем процесс еще не окончен: проект федерального закона должен пройти три чтения в Государственной думе и одобрение Совета Федерации. В каком виде он дойдет до подписания главой государства, зависит и от законодателя, и от отраслевого и экспертного сообщества, принимающего участие в его разработке.

Другие материалы «ЭЖ» об «антипиратских» законах: