Правительство рассматривает возможность «перерождения» кадастровой оценки

| статьи | печать

Передача полномочий по проведению государственной кадастровой оценки специальным бюджетным учреждениям, размещение в публичном доступе промежуточных результатов проведения такой оценки, детализированный порядок подачи обращений об ошибках и отмена обязательного досудебного порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — эти и не только нововведения содержит законопроект Минэкономразвития «О государственной кадастровой оценке», который на днях был одобрен Правительством РФ.

Правила проведения государственной кадастровой оценки в настоящее время регулируются главой III.1 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценке). Многие эксперты уже высказывали мнение о том, что нынешняя система кадастровой оценки далека от совершенства. В прошлом году группа депутатов Госдумы предприняла попытку исправить эту ситуацию, разработав и представив в нижнюю палату парламента законопроект № 914532-6 «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации» (см. подробнее «ЭЖ», 2015, № 42, с. 05). Документом предлагалось вместо главы в Законе об оценке посвятить кадастровой оценке отдельный закон, но взять за основу существующее регулирование. Законопроект был внесен в Госдуму в конце октября 2015 г., однако в начале марта 2016 г. на него поступило отрицательное заключение Правительства РФ. Среди слабых мест законопроекта отмечено то, что он, предполагая введение нового закона, при этом не содержит положения о прекращении действия главы III.1 Закона об оценке, к тому же во многом повторяет закон. Кроме того, в отзыве указано, что правительство готовит другой законопроект, более полный и концептуально иной.

Текст этого «другого» законопроекта, разработанный Минэкономразвития России, был размещен на портале www.regulation.gov.ru в августе прошлого года для проведения публичных слушаний. На сегодняшний день статус проекта на портале «завис» на подготовке заключения по итогам ОРВ и антикоррупционной экспертизе, а меж тем правительственная комиссия по законопроектной деятельности уже успела рассмотреть его и даже одобрить.

Главным концептуальным отличием правительственного законопроекта (далее — Законопроект), о котором говорилось в отзыве правительства на депутатский законопроект, является введение института государственных кадастровых оценщиков. Именно на них будет возложена вся ответственность за достоверность и полноту результатов кадастровой оценки. Но это, конечно, не единственное предложенное Минэкономразвития нововведение.

Кадастровая оценка от А до Я будет возложена на бюджетные учреждения

Согласно действующему Закону об оценке заказчиками работ по определению кадастровой стоимости являются органы исполнительной власти субъектов РФ или представительные органы муниципальных образований (ч. 1 ст. 24.12), а исполнители работ — это отобранные путем проведения конкурса юридические лица (ч. 1 ст. 24.14). Однако при этом субъектами оценочной деятельности являются физические лица — оценщики (ч. 1 ст. 24.15). Составленный оценщиками отчет об определении кадастровой стоимости проходит экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24.16), а результаты работ принимаются и утверждаются заказчиками (ст. 24.17). По мнению правительства, такая система способствует размытию ответственности между заказчиком работ, исполнителем, оценщиком и саморегулируемой организацией оценщиков, которая результат работ проверяет, что, очевидно, не способствует повышению качества результатов самой оценки.

Разработчики Законопроекта предлагают передать обязанности по проведению кадастровой оценки бюджетным учреждениям (ст. 6 Законопроекта). Причем полномочия таких учреждений будут шире, чем нынешних исполнителей работ. В частности, они смогут предоставлять разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривать обращения, связанные с ошибками в определении кадастровой стоимости, запрашивать необходимые для проведения государственной кадастровой оценки сведения в органах государственной и муниципальной власти (ответ на такие запросы будет обязанностью, а не правом) и т.д. Контроль за деятельностью бюджетных учреждений будет осуществлять уполномоченный орган субъекта РФ (ст. 9 Законопроекта). При этом непосредственно оценку будут проводить работники таких бюджетных учреждений, основные требования к которым предполагается закрепить в том же федеральном законе (ст. 10 Законопроекта). Для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости бюджетные учреждения не вправе привлекать иных лиц (ст. 14 Законопроекта).

По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением должны будут формироваться промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом сводного отчета — итогового документа, составленного по результатам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 14 Законопроекта).

В течение пяти рабочих дней после их составления промежуточные отчеты будут опубликованы на сайте бюджетного учреждения на срок 60 календарных дней для того, чтобы любые заинтересованные лица смогли представить свои возражения. По истечении сроков рассмотрения замечаний на промежуточные отчеты бюджетное учреждение должно будет составить сводный отчет, включающий справку обо всех поступивших (рассмотренных и нерассмотренных) замечаниях к промежуточным отчетам. В течение 20 рабочих дней с даты получения такого отчета, но не позднее 1 июня года проведения государственной кадастровой оценки, уполномоченный орган субъекта РФ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровых стоимостей объектов недвижимости.

Правительство против обязательного досудебного оспаривания

Закон об оценке предусматривает два варианта оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в суд. Причем для всех, кроме физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, досудебный порядок обжалования является обязательным (абз. 37 ст. 24.18 Закона об оценке). В Законопроекте же выбран иной подход — оспорить результаты определения кадастровой стоимости и юридические, и физические лица независимо от их статуса могут сразу в суде. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, если последняя установлена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ст. 22 Законопроекта).

Заметим, что и в законопроекте, который был разработан депутатами, содержался отказ от обязательного досудебного порядка оспаривания, хотя при этом сохранялись комиссии по рассмотрению таких споров. Минэкономразвития пошло дальше — в Законопроекте про комиссии нет ни слова. Вместо них в административном порядке споры о результатах определения кадастровой стоимости будет рассматривать орган кадастрового учета посредством пересмотра решения бюджетного учреждения, принятого по итогам рассмотрения обращения об ошибках в определении кадастровой стоимости (ст. 21 Законопроекта).