Досудебное обжалование результатов кадастровой оценки предлагают оставить в прошлом

| статьи | печать

На сегодняшний день правила проведения кадастровой оценки недвижимости установлены нормами закона об оценке. Разработчики законопроекта № 914532-6 — четверо депутатов Госдумы — предлагают принять отдельный федеральный закон, регулирующий данную процедуру, взяв за основу нынешние нормы и немного их подкорректировав. Например, отменив досудебный порядок рассмотрения споров, изменив требования к составу комиссии по рассмотрению таких споров, предоставив исполнителю работ по кадастровой оценке право запрашивать недостающую информацию о характеристиках объектов, которые ему предстоит оценить. Предполагается, что законопроект в случае его принятия вступит в силу спустя год после официального опубликования соответствующего закона.

Группа депутатов 27 октября внесла на рассмотрение Госдумы законопроект № 914532-6 «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации» (далее — Законопроект). Как не трудно догадаться из названия, разработчики Законопроекта предлагают вынести регулирование порядка проведения кадастровой оценки за рамки Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценке), главой III.I которого они сейчас регулируются. Законопроект во многом воспринял действующие положения Закона об оценке, но в то же время предлагает и ряд новшеств.

В пояснительной записке к Законопроекту сказано, что главная цель предлагаемых изменений — устранение недостатков действующей системы проведения государственной кадастровой оценки и рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для этого, в частности, предлагается решить основную, по мнению разработчиков Законопроекта, проблему, возникающую при определении кадастровой стоимости — проблему низкого качества информации, указанной в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Для этой цели планируется ввести обработку перечня для целей определения кадастровой стоимости, направление заинтересованными лицами декларации об уточнении характеристик объекта недвижимости и т.д.

Кроме того, в случае принятия Законопроекта будет расширен перечень документов, размещаемых в фонде данных государственной кадастровой оценки до подготовки отчета об определении кадастровой стоимости (ст. 16 Законопроекта), пересмотрены правила рассмотрения споров об утверждении результатов кадастровой стоимости (ст. 14 Законопроекта), с семи до 30 рабочих дней увеличен максимальный срок опубликования решения о проведении государственной кадастровой оценки (ст. 7 Законопроекта) и др.

Несмотря на то что Законопроект фактически должен заменить целую главу в Законе об оценке, в Законопроекте нет положений о признании соответствующих норм утратившими силу, а в дополнительных материалах сказано, что, по мнению разработчиков, принятие Законопроекта не потребует внесения каких-либо изменений в действующее законодательство.

При недостаточности информации объект недвижимости оценку не пройдет

По сравнению с действующей редакцией Закона об оценке, Законопроект предоставляет исполнителям работ по оценке новые полномочия (ст. 24.15 и ст. 10 Закона об оценке и Законопроекта соответственно). Так, после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, исполнитель работ анализирует его на предмет наличия информации, необходимой для проведения кадастровой оценки и оказывающей влияние на кадастровую стоимость. Если в перечне основные характеристики объектов недвижимости отсутствуют или же в информации по ним имеются противоречия, оценщик в течение одного месяца с даты получения перечня направляет запрос о предоставлении необходимой информации в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Если в течение десяти рабочих дней после направления оценщиком упомянутого запроса ему не будет предоставлена необходимая информация, то объекты, сведений по основным характеристикам которых в перечне не хватает, будут из него исключены. Определить, какие характеристики объектов относятся к основным, а какие к дополнительным, а также установить порядок направления запроса о предоставлении необходимой информации и ее предоставления, должно будет Минэкономразвития России.

Обжаловать результаты проведенной оценки граждане и компании смогут сразу в суде

Одним из наиболее кардинальных изменений, предлагаемых в Законопроекте, является отказ от обязательного досудебного порядка рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Причем такое изменение коснется всех категорий субъектов — и граждан, и организаций, и органов государственной и муниципальной власти (ст. 14 Законопроекта). В настоящее время закон предоставляет право выбора между комиссией по рассмотрению «кадастровых» споров и судом только физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям (см. «ЭЖ», 2015, № 25, с. 07). Для остальных первой инстанцией в любом случае является комиссия, и только потом — суд (ст. 24.18 Закона об оценке). Отметим, что тотальное досудебное обжалование вступило в силу не так уж давно — летом прошлого года (см. «ЭЖ», 2014, № 01, с. 09, № 29, с. 05), и, судя по возникшей законодательной инициативе, по мнению депутатов, не принесло ожидаемых плодов.

Как и сейчас, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости будут создаваться в каждом субъекте РФ при Управлениях Росреестра. Однако порядок их формирования может измениться. Так, сейчас в Законе об оценке установлено, что в состав такой комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта РФ, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости и подлежащие обязательной ротации не менее чем на 75% один раз в три года, представители предпринимательского сообщества, а также саморегулируемых организаций оценщиков (абз. 5 ст. 24.18 Закона об оценке). Законопроект предлагает более четкую структуру комиссии:

  • один представитель органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке (председатель комиссии);

  • один представитель органа исполнительной власти субъекта РФ;

  • один представитель территориального управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков;

  • два представителя саморегулируемых организаций оценщиков;

  • два представителя предпринимательского сообщества.

Все иные требования к составу комиссии, порядок ее формирования и работы должно будет утвердить Минэкономразвития России, выполняющее функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»).