Глубина потребительского кризиса усиливается

| статьи | печать

Индекс потребительской уверенности в I квартале просел на 4 п.п. и достиг отметки –30%, причем быстро сокращаются доходы и покупки самой стабильной социальной группы — россиян среднего возраста. Экономисты подчеркивают, что для снижения последствий потребительского кризиса нужно увеличивать бюджетные расходы на здравоохранение и образование.

Уровень индекса потребительской уверенности (ИПУ) –30% стал одним из самых низких за последние 16 лет наблюдений Росстата. Более пессимистичные настроения потребителей фиксировались только в I квартале 2015 г., когда ИПУ под воздействием инфляционного и валютного шока составил –32%, и в эпицентре кризиса 2008—2009 гг. (–35%).

Предыдущий кризис характеризовался резким спадом уверенности потребителей в I—II кварталах 2009 г., однако затем индекс быстро восстановился и уже в начале 2010 г. достиг привычного среднего уровня, характерного для всего времени наблюдений. Сейчас вырисовывается совсем иная картина. Вслед за обвалом ИПУ в I квартале 2015 г. последовала определенная компенсационная коррекция индикатора, но затем произошел повторный спад, который продолжается уже третий квартал подряд. При сохранении подобной негативной тенденции ИПУ имеет шансы вскоре опуститься не только ниже минимальной величины 2015 г., но и достичь значений 2009 г.

В I квартале текущего года ухудшились параметры четырех из пяти частных индексов, входящих в состав ИПУ. При этом два из них — индексы произошедших изменений личного материального положения и ожидаемых изменений в экономике России — достигли рекордно низких отметок за последние шесть с половиной лет. Лишь один компонент ИПУ — индекс ожидаемых изменений личного материального положения — сохранил значение предыдущего квартала. Надежда, как говорится, умирает последней…

Плохо дома, плохо в стране

Динамика отдельных компонентов индекса потребительской уверенности показывает, что участники опросов всегда более взвешенно относились к оценке собственного финансового положения, в то время как их мнения относительно общей экономической ситуации в стране гораздо более вариативны.

В начале текущего года участники опроса крайне негативно оценили изменения в экономике России, произошедшие за последние 12 месяцев. Лишь 5% респондентов считали, что экономическое положение страны улучшилось, а 75% придерживались противоположного мнения (в I квартале прошлого года доли таких оценок составляли 6 и 67% соответственно). В результате данный частный индекс снизился сразу на 7 п.п., до значения –46%.

В будущее отечественной экономики россияне тоже смотрят с пессимизмом. Большинство опрошенных граждан не предполагают роста российской экономики в течение следующих 12 месяцев. Доля позитивных оценок ожидаемого изменения экономической ситуации в стране снизилась с 16 до 15%, при этом доля негативных оценок возросла с 37 до 41%. Индекс снизился на 4 п.п., до уровня –19% (минимального значения за 2010—2016 гг.).

Не вызывает оптимизма у граждан и собственное благосостояние. Так, позитивно оценили его динамику только 6% респондентов, а негативно — 53% (кварталом ранее — 7 и 48% соответственно). Индекс произошедших изменений личного материального положения снизился на 4 п.п. и равнялся –29% (более низкое значение было зафиксировано только во II квартале 2009 г.).

Индекс ожидаемых изменений личного материального положения сохранил значение предыдущего квартала (–15%). Доля участников опроса, надеявшихся на улучшение своего финансового положения в течение следующих 12 месяцев, не изменилась (9%), а ухудшение ситуации прогнозировали 33% респондентов (кварталом ранее — 31%).

Пятый компонент ИПУ — индекс благоприятности условий для крупных покупок — потерял относительно предыдущего квартала 5 п.п. и составил –43%. Это одно из худших его значений за последние годы, более низкой отметки (–45%) данный индекс достигал только в начале 2015 г. и в 2009 г.

Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 2 п.п., до –49%. Таким образом, большая часть населения уверена, что условия и для сбережения средств, и для траты их на покупку дорогих товаров длительного пользования в настоящий момент не только неблагоприятны, но и продолжают ухудшаться.

Анализ ИПУ по различным возрастным группам показывает, что самой оптимистичной частью населения традиционно осталась молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. В I квартале текущего года ИПУ по этой группировке снизился всего на 1 п.п., до значения –22%. При этом он превысил значение индикатора по выборке в целом на 8 п.п.

Население от 50 лет и старше также традиционно проявляло наибольший пессимизм: ИПУ здесь снизился на 6 п.п. и составил –34%, повторив рекордно низкое за последние шесть лет значение.

Потребительская уверенность участников опроса в возрасте от 30 до 49 лет также заметно снизилась: с –27 до –31%, что стало еще одной неприятной особенностью нынешнего потребительского кризиса.

Время увеличивать расходы на человеческий капитал

«В последние два квартала просматривается крайне негативная тенденция, связанная с опережающим ухудшением потребительской уверенности в самой экономически и электорально активной возрастной группе населения — от 30 до 49 лет», — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

За период с октября прошлого года по март 2016 г. индекс потребительской уверенности для всего населения страны снизился на 6 п.п., а для населения от 30 до 49 лет — на 8 п.п. Подобный пессимизм в средней группе встречался и во время предыдущих кризисов (1998 г. и 2009 г.).

«Население в возрасте от 30 до 49 лет обладает, как правило, более высокими доходами, чем младшее и старшее поколения, и именно эта группа людей в первую очередь ассоциируется со средним классом. Именно она несет ответственность, в том числе материальную, за поддержание приемлемого уровня жизни членов их семей старшего и младшего возраста, — отмечает Г. Остапкович. — Поэтому опережающий спад уверенности в средней возрастной группе может привести не только к дальнейшим ухудшениям потребительских настроений среди населения в целом, но и к снижению потребительского спроса в экономике и возникновению очагов повышенной социальной турбулентности в обществе».

В нынешних условиях очень важно, по мнению ученых «Вышки», чтобы у населения резко не сократился доступ к здравоохранению, образованию, общим навыкам и знаниям. Если для существенной части населения эта проблема усложнится, то с лагом 5—10 лет можно ожидать негативного эффекта для общества в целом. Поэтому необходимо уже в ближайшее время увеличить бюджетные расходы на человеческий капитал. Даже если это придется делать на первом этапе не за счет роста экономики и соответствующего увеличения налогооблагаемой базы, а за счет сокращения других бюджетных расходов.