1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 42

Кабмин реабилитирует водный транспорт

На долю внутреннего водного транспорта в РФ приходится менее 1,5% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии — 11%, Нидерландах — 34%, Франции — 10% грузооборота. Об этом говорится в Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 г., которую утвердило Правительство РФ. По мнению Минтранса, за последние 25 лет конкурентные позиции водного транспорта в стране снижались из-за наличия лимитирующих участков и ухудшения качественных параметров внутренних водных путей.

В регионах РФ, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90% валового внутреннего продукта и проживает 80% населения страны. В то же время на долю внутреннего водного транспорта в РФ приходится менее 1,5% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии — 11%, Нидерландах — 34%, Франции — 10% грузооборота при устойчивой тенденции роста речных перевозок, прежде всего грузов в контейнерах. При этом соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог составляет в европейской части России 1:1:8, в Германии — 1:6:92, во Франции — 1:6:190 и в Нидерландах — 1:0,5:23.

Максимальный объем речных перевозок был достигнут в конце 80-х годов ХХ века, в 1989 г. он составлял более 580 млн т. Позиции внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за 25 лет (1989—2014 гг.) существенно ослабли. Так, объем перевозок грузов уменьшился в 4,6 раза. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за четверть века снизился в восемь раз — с 103 до 12,7 млн человек.

В стратегии подчеркивается, что развитие речных перевозок — важный фактор снижения совокупной экологической нагрузки транспортной отрасли. Удельные показатели по выбросам углекислого газа на внутреннем водном транспорте составляют лишь 5% выбросов на автомобильном и 20% на железнодорожном транспорте, а уровень аварийности (в денежной оценке) ниже соответственно в 14 и 2 раза. Стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта также являются низкая себестоимость перевозок массовых грузов, возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, высокий уровень энергоэффективности, низкие издержки на развитие и содержание инфраструктуры пути, возможность экономии затрат на складирование грузов.

Так, удельный расход топлива при эксплуатации транспортных средств на внутреннем водном транспорте составляет соответственно 25 и 53% уровня этого показателя на автомобильном и железнодорожном транспорте. Соотношение удельных расходов бюджета (в руб./км) на содержание и развитие инфраструктуры внутренних водных путей и автомобильных дорог в среднем за последние шесть лет составляет по текущим затратам 1:30, по капитальным — 1:12.

Первый этап реализации утвержденной стратегии (до 2020 г.) связан с активным продвижением внутреннего водного транспорта и формированием базовых условий для наращивания грузовой базы. В этот период чиновники намерены сосредоточиться на устранении ряда участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ, и развитии портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения. Вместе с тем в планах увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, реконструкция судоходных гидротехнических сооружений и пассажирских вокзалов, а также улучшение качества обслуживания пассажиров и строительство грузового и пассажирского флота.

Первый этап будет ознаменован завершением крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе вводом в эксплуатацию Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге в 2020 г., строительством Багаевского низконапорного гидроузла на Дону. На втором этапе (2021—2030 гг.) авторы стратегии ожидают динамичного развития речных перевозок, в том числе в контейнерах.

В 2013—2015 гг. на развитие внутреннего водного транспорта из федерального бюджета было выделено 29 млрд руб. В 2016—2018 гг. планируется выделить 70 млрд руб., в 2019—2020 гг. — 76 млрд руб. Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление господдержки будет осуществляться в форме софинансирования и субсидирования. Общий объем финансовых ресурсов (в ценах соответствующих лет) с учетом налога на добавленную стоимость составляет 1944—2257 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 738—739 млрд руб., бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — 53—68 млрд руб., внебюджетных источников — 1153—1450 млрд руб.

Прогноз развития водного транспорта на период до 2030 г.

2010

2012

2013

2014

2015

2018

2020

2024

2030

Перевозки грузов (млн т)

102,4

142

137,3

124,8

124,8

147,5

172,6

199,5

242,2

Грузооборот (млрд т-км)

54

63,4

81,4

74,4

74,4

76,7

82,4

95,7

116,9

Перевозки пассажиров (млн человек)

16

13,5

13,2

12,7

13,6

14,9

15,1

15,7

16,6

Пассажирооборот (млрд пасс. км)

0,77

0,63

0,61

0,54

0,59

0,72

0,73

0,76

0,8

Источник: Росморречфлот