За ограничение или запрет движения судов на внутренних водных путях будет отвечать Росморречфлот

| статьи | печать

Правительство РФ предлагает скорректировать положения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) в части ограничения или запрета движения судов на внутренних водных путях и компетенции органов исполнительной власти в указанной сфере.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее — законопроект) внесен Правительством РФ в Госдуму (№ 854809-6).

Действующие нормы

В настоящий момент решение об ограничении или о запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей (далее — ограничение движения судов) вводится администрацией бассейна внутренних вод вследствие непреодолимой силы, военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов. В перечисленных ситуациях администрация бассейна внутренних водных путей может ограничить движение судов, о чем немедленно должна уведомить Минтранс России, который, в свою очередь, определяет срок действия принятых мер. Если ограничение движения судов вводится больше чем на пять суток, Минтранс России должен уведомить об этом Правительство РФ (ст. 77 КВВТ РФ).

По мнению правительства, действующий механизм введения ограничения движения судов и установления сроков такого ограничения не позволяет эффективно реагировать на изменение ситуации и оказывать на нее регулирующее воздействие.

Что предлагает правительство

Во-первых, возложить на Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее — Росморречфлот) полномочия по определению срока действия ограничения движения судов. Данное предложение обосновано тем, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденны постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 371, Росморречфлот организует диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям и проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания по внутренним водным путям. Кроме того, администрации бассейнов внутренних водных путей являются подведомственными организациями Росморречфлота. Следовательно, его новая функция не будет противоречить основным направлениям его деятельности. Также отметим, что согласно предлагаемым правительством изменениям в ст. 77 КВВТ РФ решение о длительности ограничения движения судов должно быть принято в течение трех дней.

Во-вторых, решения администраций бассейнов внутренних вод об ограничении движения судов и Росморречфлота об установлении срока действия ограничения должны будут оформляться поручениями соответствующих органов (в данный момент требование об оформлении документа в КВВТ РФ отсутствует).

В-третьих, Росморречфлот, вводя ограничение движения судов более чем на пять дней, в соответствии с законопроектом должен будет уведомлять об этом не только Минтранс России, но и Правительство РФ.

Данные изменения, как утверждается в пояснительной записке к законопроекту, направлены на обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и повышение эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта. По мнению Правительства РФ, передача полномочий Минтранса России Росморречфлоту, а также остальные поправки в ст. 77 КВВТ РФ позволят обеспечить достижение заявленных целей.