1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1511

ПФР о реализации права на отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов

В сложные кризисные времена особо актуальными для представителей бизнеса являются вопросы минимизации обязательных платежей и уплаты их в наиболее поздние сроки. Поскольку уплата страховых взносов во внебюджетные фонды для социально ответственных работодателей является довольно значительной нагрузкой, возможность на законных основаниях уплачивать взносы в более поздний срок, чем это установлено законодательством, становится сегодня очень востребованным правом плательщиков. Но чтобы реализовать это право, необходимо знать и четко соблюдать порядок, установленный законодательством.

Изменения в законодательстве о страховых взносах, позволяющие получить отсрочку (рассрочку), вступили в силу с 1 января 2015 г. Поэтому и у плательщиков, и у органов внебюджетных фондов возникает много вопросов, связанных с практической реализацией новых норм. В этой связи Пенсионный фонд РФ направил ряд писем нижестоящим органам (от 25.03.2015 № НП-30-26/3781 «О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)»; от 20.04.2015 № НП–30-26/4958 «О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)»).

Рассмотрим положения законодательства с учетом позиций Пенсионного фонда РФ.

Общие положения

Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии установленных оснований на срок, не превышающий одного года, с единовременной (поэтапной) уплатой суммы задолженности по страховым взносам. Почему важно при наличии оснований использовать свое право на отсрочку? Нарушение плательщиком срока уплаты страховых взносов дает право представителям органов внебюджетных фондов применять в отношении плательщика меры государственного принуждения. Сначала будет выставлено инкассо к счету плательщика, затем взыскание может быть обращено за счет имущества через службу судебных приставов. Кроме того, обязательным последствием нарушения срока уплаты является начисление пеней за каждый день просрочки. Следовательно, зная о возможности изменения сроков уплаты страховых взносов и правильно реализуя свое право, грамотный плательщик сможет защитить себя от вышеперечисленных неприятностей.

Законодатель подчеркивает, что отсрочка (рассрочка) не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой обязанности по их уплате. Это является важным в том случае, если по окончании срока действия отсрочки (рассрочки) задолженность не будет погашена и органам внебюджетных фондов придется осуществлять комплекс мер по принудительному взысканию. Вышеприведенная норма закона говорит, что в таком случае не требуется направления нового или уточненного требования.

Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ (далее — Закон № 188-ФЗ) внес изменения в основной закон, регламентирующий порядок исчисления и уплаты страховых взносов — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В том числе именно этим законом впервые на законодательном уровне был закреплен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (далее — отсрочка (рассрочка)).

Обратите внимание!

До 1 января 2015 г. в законе было закреплено право органов контроля за уплатой страховых взносов предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку). Однако Закон № 212-ФЗ не определял порядка и случаев предоставления отсрочек (рассрочек). Учитывая такое законодательное регулирование, Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.04.2013 № 16929/12 по делу № А74-1369/2012 указал, что Пенсионный фонд РФ не вправе определять порядок и основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Это фактически означало невозможность реализации права плательщиков на отсрочку. Поэтому плательщики с нетерпением ожидали появления норм, регламентирующих институт отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов.

Положения Закона № 212-ФЗ, предусматривающие механизм реализации права на отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, вступили в силу с 1 января 2015 г. Теперь на уровне закона установлены все элементы реализации механизма получения отсрочки (рассрочки). Закон № 212-ФЗ дополнен новыми статьями:

— ст. 18.1 «Общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов»;

— ст. 18.2 «Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов»;

— ст. 18.3 «Органы, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов»;

— ст. 18.4 «Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов»;

— ст. 18.5 «Прекращение действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов».

В соответствии со ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ общим условием предоставления отсрочки (рассрочки) является установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что финансовое положение плательщика не позволяет уплатить страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов.

Определяющим для принятия соответствующего решения является именно наличие реальной возможности погасить долг в определенный срок. Пенсионный фонд РФ в письме от 20.04.2015 № НП-30-26/4958 рекомендует для этого использовать сведения, содержащиеся в представленных плательщиком банковских документах.

В частности, из содержания справок банков определять коэффициент платежеспособности плательщика   (коэффициента оборачиваемости денежных потоков), который может применяться в качестве одного из критериев для оценки наличия вышеуказанных оснований и, соответственно, целесообразности предоставления плательщику отсрочки (рассрочки).

Кстати

Коэффициент платежеспособности плательщика   (коэффициент оборачиваемости денежных потоков) определяется по формуле:

Кпл = (ВхОст + ИтОбприход ) : (ИтОбрасход + К90902) ,

где:

ВхОст — сумма входящих остатков денежных средств (в рублях) по состоянию на начало шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки);

ИтОбприход — сумма поступлений денежных средств (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки);

ИтОбрасход — сумма платежей (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки;

К90902 — сумма денежных средств по неоплаченным расчетным документам плательщика, помещенным в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (в рублях), по всем счетам плательщика страховых взносов в банках.

По мнению ПФР, значение коэффициента платежеспособности плательщика Кпл не менее 1 подтверждает наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки (рассрочки).

Кроме того, для принятия обоснованного решения ПФР рекомендует использовать сравнительные данные суммы задолженности плательщика. Если общая сумма задолженности значительно превышает задолженность, возникшую в связи с обстоятельствами, указанными в ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ, то можно сделать вывод о наличии иных значимых причин, по которым плательщик не производит своевременную уплату страховых взносов в полном объеме.

Пенсионный фонд РФ рекомендует: плательщик сможет произвести уплату в случае предоставления ему отсрочки (рассрочки), если соотношение суммы задолженности образовавшейся в связи с обстоятельствами, приведшими к необходимости отсрочки и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам, составляет не менее 70%.

Основания предоставления отсрочки (рассрочки)

В отличие от Налогового кодекса РФ Закон № 212-ФЗ устанавливает значительно меньшее количество оснований для предоставления отсрочки (рассрочки). Их всего три:

1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.

Перечень видов сезонных работ в целях реализации права на отсрочку по уплате страховых взносов не установлен. Действует перечень, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382 (ред. от 25.02.2014) «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».

Следует обратить внимание, что отсрочка (рассрочка) предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования.

По вопросу определения суммы задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, на которую может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) в соответствии с ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ, дал разъяснения Пенсионный фонд РФ (п. 1 письма от 25.03.2015 № НП-30-26/3781).

Указанная сумма задолженности определяется по состоянию на первое число месяца, в котором плательщик страховых взносов обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки).

В случае принятия решения о предоставлении плательщику отсрочки (рассрочки) в указанную сумму включается сумма пеней, начисленных на сумму задолженности по страховым взносам, в отношении которой принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), с первого числа месяца, в котором плательщик страховых взносов обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки), до даты, предшествующей дате, с которой предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (даты вступления в силу решения о предоставлении отсрочки (рассрочки)).

Необходимо помнить, что отсутствие задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии является обязательным условием предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховым взносам на финансирование страховой пенсии.

Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) и процедура рассмотрения заявлений

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимают органы контроля за уплатой страховых взносов, осуществляющие администрирование соответствующего вида страховых взносов, а именно:

  • территориальный орган ПФР по месту учета плательщика страховых взносов — по страховым взносам, уплачиваемым в бюджеты ПФР и ФФОМС,

  • территориальный орган ФСС России по месту учета плательщика страховых взносов — по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет ФСС России.

По итогам рассмотрения представленного плательщиком пакета документов территориальный орган соответствующего внебюджетного фонда принимает решение. В соответствии с ч. 7 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ решение должно быть вынесено в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении отсрочки (рассрочки). В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 212-ФЗ указанный срок исчисляется в рабочих днях.

На период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) плательщик может ходатайствовать о принятии решения о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов. Следует обратить внимание, что приостановление взыскания в данном случае является правом, а не обязанностью соответствующего органа. Учитывая изложенное, Пенсионный фонд РФ рекомендовал приостанавливать взыскание только в отношении таких плательщиков, которые до возникновения соответствующих обстоятельств соблюдали обязанности по уплате ежемесячных платежей по страховым взносам, своевременному представлению отчетности в территориальный орган ПФР, а также иные обязанности, предусмотренные Законом № 212-ФЗ (п. 2 письма от 25.03.2015 № НП-30-26/3781).

В случае принятия решения о временном приостановлении уплаты плательщиком суммы задолженности по страховым взносам территориальный орган ПФР отзывает соответствующие инкассовые поручения из банка, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, а также отзывает соответствующие постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (п. 3 письма ПФР от 23.03.2015 № НП-30-26/3781).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) вступает в силу со дня, установленного в данном решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу решения включаются в отсроченную сумму задолженности.

Если плательщик представил полный пакет документов и имеются установленные законом основания для изменения срока уплаты взносов, орган внебюджетного фонда не имеет права отказать в предоставлении отсрочки (рассрочки). Оснований для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) закон не определяет. Установлено, что такое решение должно быть мотивированным и оно может быть обжаловано в предусмотренном порядке.

Копия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении должна быть направлена плательщику в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Законом не предусмотрено, какие действия должен предпринять территориальный орган ПФР после принятия решения о предоставлении плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Это разъяснил в своем письме ПФР (п. 4 письма):

—           приостанавливает начисление пеней на задолженность по страховым взносам, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка);

—           отзывает соответствующие инкассовые поручения из кредитных организаций, в которых открыты счета плательщика страховых взносов, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов;

—           осуществляет контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов графика погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, предусмотренного в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), а также условий предоставления отсрочки (рассрочки).

Какие документы необходимы для реализации права на получение отсрочки (рассрочки)

Исчерпывающий перечень документов установлен ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ. Для получения отсрочки (рассрочки) плательщику необходимо обратиться в соответствующий орган с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;

2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;

5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;

6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки). В зависимости от конкретного основания, по которому плательщик планирует реализовать свое право, на изменение срока уплаты взносов это будут следующие документы:

Плательщик страховых взносов, претендующий на отсрочку в связи наличием обстоятельств непреодолимой силы, прилагает:

  • заключение о факте наступления в отношении плательщика страховых взносов обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для обращения плательщика страховых взносов с этим заявлением;

  • акт оценки причиненного плательщику страховых взносов ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Получатель бюджетных средств, претендующий на отсрочку по основанию, указанному в п. 2 ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ, прилагает документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до плательщика страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов.

Плательщик страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страхового взноса, в том числе в счет оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагает документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Плательщик, бизнес которого имеет сезонный характер, прилагает составленный им документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг плательщика страховых взносов доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, составляет не менее 50%. При этом в заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов плательщик страховых взносов принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по страховым взносам.

Формы документов, используемых плательщиками при обращении в ПФР, а также используемых территориальными органами ПФР, установлены постановлением Правления ПФ РФ от 20.02.2015 № 35п (ред. от 29.04.2015) «Об утверждении форм документов, применяемых при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов».

Проценты на отсроченную задолженность

В зависимости от основания получения отсрочки законодатель установил последствия изменения срока уплаты страховых взносов с точки зрения начисления процентов. По общему правилу проценты на отсроченную задолженность не начисляются. Исключением из общего правила является изменение срока уплаты в связи с сезонным характером производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг. В этом случае плательщик обязан заплатить проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки (рассрочки), предоставленной плательщику страховых взносов.

Начисление процентов производится с даты вступления в силу решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Размер процентов за каждый день отсрочки (рассрочки) определяется по формуле:

Стреф : 2К,

где

Стреф — ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату предоставления отсрочки (рассрочки);

К — количество календарных дней в году.

Например, если на дату предоставления отсрочки (рассрочки) ставка рефинансирования Банка России составляла 8,25%, размер процентов, начисляемых на сумму отсроченного (рассроченного) платежа, будет составлять 0,011% [8,25% : (2 x 365дн.)] за каждый день отсрочки (рассрочки).

В случае изменения ставки рефинансирования в течение периода, на который плательщику страховых взносов предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, размер процентов определяется с учетом новой ставки рефинансирования, начиная со дня ее изменения.

Суммы начисленных процентов подлежат уплате одновременно с погашением соответствующей части задолженности по страховым взносам в соответствии со сроками, указанными в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

В сумму первого платежа, подлежащего уплате в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, наряду с соответствующей суммой задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов включается сумма процентов, начисленных на всю сумму задолженности по страховым взносам, на которую предоставлена отсрочка (рассрочка), начиная с даты вступления в силу решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) до даты осуществления первого платежа.

В последующие платежи, подлежащие уплате в соответствии с графиком погашения задолженности, включаются соответствующая сумма задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, а также сумма процентов, начисленных на оставшуюся неуплаченной сумму задолженности по страховым взносам, за период со дня предыдущей уплаты части задолженности до очередной даты уплаты.

Перечень обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки)

Перечень таких обстоятельств установлен ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ. Отсрочка (рассрочка) не предоставляется, если в отношении плательщика страховых взносов:

—           ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

—           в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), ПФР или ФСС России было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления.

При наличии указанных обстоятельств положительное решение вынесено быть не может, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем плательщик страховых взносов уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня его отмены. Данное решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Прекращение действия отсрочки (рассрочки)

По общему правилу действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения.

Однако в определенных случаях действие отсрочки (рассрочки) прекращается досрочно, а именно:

—           если плательщик уплатил всю причитающуюся сумму страховых взносов и соответствующие проценты;

—           если по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, у плательщика появилась задолженность по уплате текущих платежей в бюджет ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии. Это основание для прекращения отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

—           если плательщик страховых взносов нарушил условия предоставления отсрочки (рассрочки) — по решению ПФР или ФСС России.

В случае лишения плательщика страховых взносов права на отсрочку (рассрочку) он должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты данной суммы включительно.

Неуплаченная сумма задолженности по страховым взносам определяется в соответствии с ч. 6 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ как разница между суммой задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, указанной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), и суммой фактически уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае отмены решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, принятого в связи с сезонностью бизнеса, в неуплаченную сумму задолженности включается также неуплаченная сумма процентов.

Начиная со дня, следующего за днем получения плательщиком извещения об отмене решения об отсрочке (рассрочке) (о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки), на сумму неуплаченной задолженности, указанной в решении, начисляются пени за каждый календарный день по день уплаты этой суммы включительно. Требование об уплате указанных сумм пеней направляется плательщику территориальным органом ПФР в общеустановленном порядке.

В случае несоблюдения плательщиком установленных сроков уплаты вышеуказанных сумм территориальный орган ПФР осуществляет взыскание этих сумм в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.

Если плательщик не согласен с решением о досрочном лишении права на отсрочку (рассрочку), он может его обжаловать в установленном порядке.

О порядке работы органов ПФР при прекращении действия отсрочки соответствующие разъяснения дал ПФР (п. 4 письма от 25.03.2015 № НП-30-26/3781). Территориальный орган фонда направляет соответствующее уведомление в комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов отделения ПФР (далее — Комиссия).

На основании протокола Комиссии принимается решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Извещение об отмене решения об отсрочке (рассрочке), о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов с приложением экземпляра решения должно быть направлено плательщику.

Срок направления извещения плательщику:

—           в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отмене решения об отсрочке (рассрочке) (о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) в связи с тем, что возбуждено производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

—           в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отмене решения об отсрочке (рассрочке) (о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) в связи с возникновением задолженности по уплате текущих платежей по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии, либо в связи с нарушением условий предоставления отсрочки.

***

Итак, для предоставления отсрочки плательщик страховых взносов обращается в соответствующий орган с заявлением, к которому прилагает документы, подтверждающие обстоятельства, которые с точки зрения законодателя являются «уважительными» причинами для неуплаты в срок, установленный законом (стихийное бедствие и другие обстоятельства непреодолимой силы), несвоевременное бюджетное финансирование и сезонный характер основной деятельности.

Грамотная реализация права на изменение срока уплаты страховых взносов приведет к невозможности применения к плательщику мер государственного принуждения, связанных с нарушением сроков уплаты.