Бюджет не всем нравится, но это реальный бюджет

| статьи | печать

В пятницу, 16 октября, Госдума рассматривает законопроект о федеральном бюджете на 2016 г. в первом чтении; второе и третье чтения документа, как ожидается, состоятся 23 октября.

По общему мнению экспертов, правительство, несмотря на огромное количество разногласий, смогло сверстать реальный рабочий бюджет. Критики, в частности Игорь Николаев из ФБК, указывают, что в будущем бюджете видно явное отступление от прежней социальной направленности; в ответ правительственные чиновники указывают, что в нынешней ситуации не стоит брать на себя очевидно невыполнимые обязательства.

За счет чего же удалось все-таки уложиться в указанные президентом рамки 3% дефицита?

Символически очень важным называют эксперты повышение нагрузки на нефтегазовый сектор — тут были наибольшие лоббистские войны. Даже уже после того, как бюджет был согласован, министр экономического развития Алексей Улюкаев (его цитаты — по Интерфаксу) не смог сдержаться и покритиковал министра финансов Антона Силуанова. «Те деньги, которые мы не инвестируем в следующем году, основную добычу дадут уже в 2017—2018 гг., — заметил Улюкаев на форуме „ВТБ Капитала“ „Россия зовет!“. — Если посчитать эту добычу, то потери бюджета только по компании „Газпром нефть“, без мультипликативных эффектов от других отраслей, будут порядка 50 млрд руб.».

Налоговый маневр, который сейчас ведет правительство, предусматривает одновременное повышение НДПИ и снижение экспортной пошлины; по предложению Минфина правительство решило в 2016 г. не снижать пошлину. Министр А. Улюкаев заметил, что если бы по экспортной пошлине было сохранено планируемое движение, то было бы добыто еще не менее 5 млн т. «Я иногда удивляюсь логике моего друга Антона (Силуанова — Прим. ред.). Мы хотим бюджетные доходы только в этом году? Или в следующие годы тоже хотим?.. Упражнения по НДПИ и экспортной пошлине убивают традиционные месторождения», — заключил А. Улюкаев.

Нефтяная отрасль принесет в бюджет дополнительно 133 млрд руб., а газовая отрасль — примерно 100 млрд руб., инвестиции нефтегазовых компаний на эти же суммы сократятся, а добыча нефти — не в 2016 г., а в 2017-м, потому что отрасль очень инерционная, снизится примерно на процент, или на 5—6 млн тонн, о которых и говорит А. Улюкаев. Министр также напомнил, что Минфин России настаивает на необходимости получения в бюджет дополнительно от нефтяной отрасли 200 млрд руб.: «Оставшиеся средства будут получены от уточнения прогноза в части нефтедобычи: от увеличения пошлины по дополнительным объемам и от НДПИ по дополнительным объемам».

Еще один важный резерв, мобилизованный правительством в бюджет, — накопительная часть пенсии, которая даст даже больше, чем нефтегазовая отрасль, а именно 342 млрд руб. Правда, они поступят не напрямую в бюджет. Минфин надеется не потратить их. «Они сейчас зарезервированы в бюджете, не потрачены, — заметил Силуа­нов. — Надеюсь, что все-таки этот ресурс будет сохранен, и мы по итогам исполнения бюджета в следующем году сможем принять решение, как правильно распорядиться различными вариантами». Министр выразил надежду, что замораживание накопительной части пенсии на 2016 г. будет последним.

Президент Владимир Путин заверил, что накопительная система не отменяется, несмотря на замораживание средств на 2016 г.: «Хочу отметить, что мы не отменяем эту программу (накопительную систему) кардинально и исходим из того, что все-таки накопительная пенсионная система в будущем будет в России развиваться». По словам президента, решение заморозить пенсионные накопления на 2016 г. было принято в связи с необходимостью сбалансировать пенсионную сис­тему и гарантировать всем пенсионерам России стабильные выплаты.

Еще 85 млрд руб. федеральный бюджет получит за счет доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда, сообщил замминистра финансов Алексей Лавров. Комитет по бюджету и налогам Госдумы согласился с тем, что до 1 февраля 2017 г. доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета, а не в эти фонды, как это предусмотрено действующими нормами Бюджетного кодекса.

Депутаты согласились направить остатки средств федерального бюджета на 1 января 2016 г. на создание антикризисного фонда в размере до 150 млрд руб.; в этот же фонд пойдут остатки субсидий, предоставленных в 2015 г. федеральным бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственных заданий. Все эти средства могут быть направлены на поддержку отраслей экономики, социальную поддержку граждан, поддержку бюджетов регионов и оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств.

Не будет повышения доходов у госслужащих. Правда, в законопроекте о бюджете на 2016 г. предусмотрен рост расходов на оплату труда чиновникам аппарата Госдумы с 1,8 млрд руб. до 3,5 млрд руб. По словам замруководителя аппарата Госдумы Юрия Шувалова, речь идет о приведении в соответствие зарплат сотрудников аппарата парламента и других гос­органов.

Регионы, по бюджетному законопроекту, могут получить до 140 млрд руб. бюджетных кредитов, и эта сумма может быть увеличена, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев: эти деньги должны пойти на рефинансирование полученных бюджетных кредитов, частичное замещение долговых обязательств регионов, чтобы сократить долговую нагрузку на субъекты и заместить дорогие рыночные кредиты дешевыми или практически бесплатными бюджетными кредитами. А на госпрограмму по развитию федеративных отношений и создание условий для эффективного управления региональными финансами в проекте бюджета на 2016 г. планируется выделить 650 млрд руб., сказал премьер.

Параметры бюджетов

2014 г.

2015 г.

2016 г.

трлн руб.

% ВВП

трлн руб.

% ВВП

трлн руб.

% ВВП

Доходы

14,5

20,13

13,25

18,0

13,58

17,3

нефтегазовые

7,43

10,4

5.9

8.0

5,9

7,5

ненефтегазовые

7,06

9,9

7,4

10

7,7

9,8

Расходы

14,83

20,8

15,38

20,9

15,94

20,3

Средства Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета

2,62

2,14

Остаток средств Резервного фонда на конец года

5,35

7,5

3,38

4,6

1,25

1,6

Источник: Минфин России