Дистанционная торговля лекарствами получит официальный контроль

| статьи | печать

Министерство здравоохранения приступило к разработке законопроекта, регулирующего дистанционную торговлю лекарственными средствами на территории РФ.

Минздрав уже получил законопроект, касающийся регулирования дистанционной торговли, написанный при поддержке ООО «Драгстор тех», Союза профессиональных фармацевтических организаций, Российской ассоциации аптечных сетей и Ассоциации электронных коммуникаций. В первую очередь речь идёт о контроле качества лекарственных препаратов, находящихся в обращении, и о борьбе с неправомерным распространением лекарств. Обсуждение документа должно закончиться к 26 октября. По прогнозам Минздрава, закон вступит в силу в декабре 2016 г. С лета 2015 г. уже заработали новые поправки в законодательстве, которые предусматривают возможность досудебной блокировки сайтов, осуществляющих незаконную розничную торговлю лекарствами.

А с 1 июля в России уже началась борьба с интернет-пиратством в сфере обращения лекарственных средств, что означает — запросто купить их в Сети стало невозможным. Сайты, торгующие медпрепаратами, отныне можно блокировать в досудебном порядке.

Право на это получили соответствующие компетентные органы в связи с вступлением с 1 июля в силу поправок в закон об обращении лекарственных средств.

«Интернет-аптек, согласно нормам законодательства, в нашей стране нет, — говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), кандидат фармацевтических наук Нелли Игнатьева. — Однако любой лекарственный препарат, даже не зарегистрированный в России, можно приобрести в интернете. И хотя эта деятельность вне закона, никто не несёт за неё ответственность. Продажа лекарств допустима только аптечными организациями, имеющими лицензии и несущими ответственность за реализуемые ими препараты, и только в аптеках. Следует признать, что в рамках действовавшего до 1 июля 2015 г. законодательства у легально работающих аптек был путь доставки лекарств через третьих лиц на основании заключаемых с ними договоров, но этот механизм всегда был объектом спора на предмет его правомочности».

При этом норма досудебной блокировки сайтов не затрагивает сервисы по бронированию лекарственных препаратов на интернет-витринах аптечных организаций. Если после бронирования через интернет нужного лекарства человек приезжает в реальную аптеку и покупает его, значит, такая интернет-витрина имеет право на существование.

Также поправки в закон об обращении лекарственных средств дают определения таким понятиям, как «дозировка», «орфанные лекарственные препараты», «биологические лекарственные препараты», «биотехнологические лекарственные препараты» и многим другим.

В прошлом году Национальная американская ассоциация руководителей аптек проанализировала работу 11 000 интернет-аптек. Оказалось, препараты в 96% аптек не соответствуют стандартам безопасности и аптечной практики, а также действующему законодательству. Было установлено: нередко онлайн-продавцы лекарств в США пишут, что являются канадскими аптеками. Этот факт успокаивает потребителей и создаёт иллюзию надёжности. По факту же такие аптеки реализуют поддельные препараты со всего мира, в основном из Индии, Китая и Пакистана.

«Около 78 наименований поддельных лекарств компании были обнаружены в 109 странах мира, — говорит бывший работник Бюро по контролю и соблюдению иммиграционного и таможенного законодательства, отвечающий сейчас за глобальную безопасность в Pfizer Джон Кларк. — И в лекарствах, которые было вынуждено изъять бюро, специалисты находили крысиный яд, кирпичную пыль и токсичные вещества».

Всемирная организация здравоохранения приводит свою статистику: около 50% нелегальных аптек продают поддельные лекарства. Чаще всего подделывают виагру. Например, в 2012 г. объёмы торговли контрафактом достигли 431 миллиарда долларов. Несмотря на попытки мировых агентств победить «чёрный рынок» с контрафактом, поддельные лекарства продолжают наводнять аптеки и аптечные организации, торгующие в Сети.

«Наша позиция сегодня такова, что интернет как раз основное место, где идёт незаконный оборот, где появляются фальсифицированные, незарегистрированные, недоброкачественные лекарственные препараты, — заявляет врио руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко. — Мы выступаем на сегодняшний день с предложением наделения правом Росздравнадзора выявлять и заявлять о блокировке сайтов в компетентные органы. Международный опыт показывает, что Сеть является основным рынком сбыта недоброкачественных лекарств». Эксперты Росздравнадзора исследовали информацию, касающуюся нескольких стран, где легализовали интернет-продажу. Оказалось, сами правительства этих стран относятся к данному вопросу настороженно. Помимо качества лекарств, возникает проблема с их доставкой. В частности, необходимо тогда обеспечивать правильные условия хранения и транспортировки для некоторых термолабильных, светочувствительных препаратов. А это однозначно не смогут выполнить все интернет-аптеки. Таким образом, все сайты, предлагающие доставку лекарств посредством курьера или почты, должны быть заблокированы.

Итак, предлагается разрешить интернет-торговлю лекарствами аптечным организациям и ИП. Главное, чтобы организации отвечали ряду требований. Во-первых, должна быть лицензия на фармацевтическую деятельность с правом хранения, перевозки, розничной торговли и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Второе требование — наличие людей, работающих по трудовому договору. Эти люди занимаются доставкой и передачей лекарственных препаратов или функционируют на основании договора с третьим лицом, имеющим право на осуществление деятельности по перевозке лекарственных препаратов.

Нужно также обеспечить специальные средства телекоммуникации, оборудование, необходимое для проверки рецептов, а также хранения электронных заказов и электронных версий рецептов, своё доменное имя второго уровня в доменах COM, RU, SU, РФ и иных доменах, используемых на территории РФ. Необходима также регистрация оператора персональных данных в Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» или договору с третьим лицом, в том числе специализированной организацией, имеющей регистрацию в качестве оператора персональных данных.