Две усадьбы, две судьбы

| статьи | печать

Это лето мне посчастливилось провести вместе с моей подругой детства, с которой мы не виделись более двадцати лет — с тех пор, как она уехала жить и работать в Швецию. И вот я в Стокгольме: красивый город, интересные экскурсии, приятное общение.

В один из дней мы поехали посмотреть очередную достопримечательность — превосходно сохранившийся старинный замок Akeshof, расположенный недалеко от центра Стокгольма. Рядом — живописное озеро Judarsjon, вокруг огромный роскошный парк, словно приглашающий к отдыху от городского шума.



Замок Akeshof (Стокгольм, Швеция)

Архитектурный облик замка сразу напомнил Нарышкинскую усадьбу в Суворовском парке в Кунцеве. Оба ансамбля появились в XVII веке, однако разительное внешнее сходство обмануть не может. Перед глазами сразу возникли чернеющие провалы окон московской усадьбы, вид которой поражает запустением и небрежением…


Усадьба Нарышкиных (Москва, Россия)

*****

История замка Akeshof началась в 1635 году. Первоначально замок принадлежал королевскому чиновнику Aka Axelsson, но в дальнейшем был продан канцлеру юстиции Gabriel Stierncrona в 1720 году. Тот и начал перестройку внешнего вида замка, разрушив лестничную башню и переделав ее на шатровую крышу, сохранившуюся в этом виде до наших дней.   Его сын David, наследник замка, с женой баронессой Agneta Wrede решил модернизировать и декорировать замок во французском стиле рококо, пригласив ведущего в то время архитектора Швеции Carl НArleman. Были построены флюгер и оранжерея. Неизменным в стиле 1600 года остался крестовый свод нижнего этажа. В то же самое время королевский художник Johan Pasch оформил Oхотничий зал и гостиную Agneta Wrede. Дворянский род Stierncrona прожил в Akeshof замке до 1800 года и закончил там свое существование.

В конце 1800 года замок был куплен фирмой Olsson & Rosenlund. С этого времени он стал приходить в упадок. Картины из Охотничьего зала были проданы торговцу, украсившему свой дом на Västra ТrädgArdsgatan. Сегодня они находятся в Стокгольмской Торговой Палате.

Сменяя одного владельца за другим, в конце концов, Akeshof был приобретен в 1904 году в государственную собственность. Началась новая страничка истории замка. В период с 1904 и до 80-годов здесь была больница, дом для умственно отсталых, лагерь для беженцев, школа и контора пастора. Картины из гостиной Agneta Wrede были свернуты и убраны еще в 1900 году, а затем были обнаружены в клинике S:T Eriks на чердаке.

С помощью Стокгольмского городского музея и госпожи Delly Nilsson, выросшей в этом доме, смогли восстановить обои в бывшей гостиной Agneta Wrede. В 1987 году началась полная государственная реконструкция замка. А в августе 1988 года Akeshof принял первых гостей. Сегодня замок Akeshof заполнен торжествами, конференциями, семинарами, дарит посетителям удивительные и незабываемые встречи с прошлым.

Посетители замка Akeshof

Даже во флигелях, когда-то предназначенных для проживания слуг, теперь устроены небольшие недорогие гостиницы, в которых могут остановиться все желающие. История продолжается…

*****

Вернувшись в Москву, я сразу пошла к Нарышкинской усадьбе. Контраст удручающий. Год назад здесь случился пожар, но это не стало поводом для восстановления уникального памятника русской культуры, богатая история которого до сих пор малоизвестна.   

Первыми посетителями усадьбы Нарышкиных должны стать реставраторы

В 1690 году после подавления стрелецкого бунта Петр I подарил своему дяде, Льву Кирилловичу Нарышкину, бывшую вотчину князя Милославского. Лев Кириллович устроил здесь себе усадьбу на европейский лад — с прудами и садом. Вокруг стояли мраморные фигуры, а дом окружал парк.

В 1744 году его сын Александр Львович Нарышкин построил каменную церковь во имя Знамения Богородицы. При нем же боярские постройки обрели современные очертания, был заложен большой дом, разбиты сады и аллеи, построены оранжереи. Цоколь здания со стороны берега Москвы-реки укрепили кирпичной подпорной стенкой, оформленной как открытая терраса с лестничными сходами в парк. В подпорной стене дома был устроен небольшой двухколонный портик. По сторонам его стояли мраморные статуи Юпитера и Юноны (итальянские копии с античных оригиналов). Главный фасад дома был обращен к Москве-реке, а крутой берег спускался вниз ровным зеленым откосом.

В конце 18 века по его сторонам были сооружены деревянные сходы, а внизу у берега реки построили широкий деревянный помост. Позднее там была поставлена мраморная скульптурная группа "Похищение Прозерпины Плутоном", выполненная мастером Паоло Фрискорни. Несколько мраморных скульптур и бюстов, по большей части комические, украшали парк около дома.Нарышкины владели усадьбой 175 лет. В разное время в 17 - начале 19 в.в. здесь бывали царь Алексей Михайлович, Екатерина II и прусский король Фридрих-Вильгельм III.

Усадьба имела замкнутый камерный характер. В нее вела из Покровского, также имения Нарышкиных, прямая трехкилометровая аллея, заканчивавшаяся у Знаменской церкви. Эта аллея соответствует трассе современной Большой Филевской улицы и была специально построена перед посещением усадьбы Екатериной II 7 июля 1763 года. Перед домом, со стороны въезда, стояла голубая мраморная колонна с вензелем Екатерины II. В 1812 году главный дом сгорел и был отстроен заново в 1817 году. Тогда же были выстроены два симметричных одноэтажных флигеля, сооруженных в ампирных формах и подчеркивавших главную ось комплекса. В память посещения усадьбы королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III в 1818 году, отцом Великой княгини Александры Федоровны, в саду поставили обелиск из белого камня с бронзовым вензелем и именем императора Александра I.

В 40-х годах XIX века в саду стояла статуя русской работы, датированная 1732 годом и изображавшая обнаженную женщину с поднятой рукой. Здесь же находилась старинная беседка в виде гриба, устроенная из основания старого дуба с дуплом и покрытая соломенной кровлей. В 1861 году усадьбу посетил император Александр II с императрицей Марией Александровной. В 1865 главную усадьбу приобрёл купец и меценат К.Т. Солдатёнков. После того как усадьба перешла к нему, главный дом в 1874 году перестроили, но с сохранением основных форм прежней постройки. Его фасад украсили широкими пилястрами, ленточным фризом и филёнками.

В 1913 году храм Знамения Богородицы был перестроен в византийском стиле по проекту архитектора С.Л.Соловьева. В дальнейшем у церкви были погребены последние владельцы усадьбы В.И. и Н.Г.Солдатенковы.

В разное время в усадьбе жили, отдыхали и работали многие деятели искусств. М.Ю.Лермонтов гостил в усадьбе со своей бабушкой, правда в отсутствие хозяина, который в то время там не жил. Будущий великий поэт, которому на тот момент было 14 лет, влюбился здесь в совсем юную девочку, не ответившую ему взаимностью.

Уже во времена Солдатенкова дружба с хозяином приводила сюда выдающихся современников. «До слёз наслаждался природой», — писал Л.Н.Толстой, побывав в Кунцеве. О поездках в усадьбу упоминал А.И.Герцен в романе «Былое и думы». Н.П.Огарев посвятил Кунцеву ряд стихотворений. Посетили усадьбу и другие известные люди: А.К.Саврасов, И.Н.Крамской, П.И.Чайковский, М.А.Врубель. Главный усадебный дом был принят на государственную охрану в 1960 году постановлением Совета министров РСФСР. До 1974 года дом был деревянным, но утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче.

О необходимости реставрации говорилось не раз, но дел не дошло даже до скромного ремонта. Внутри дом опустел, картины и книги были вывезены, скульптуры изуродованы, а потом вообще пропали. Правда, позже стало известно, что их перевез в свою мастерскую художник А.Н.Бурганов. Год назад в главном доме случился очередной пожар. Неравнодушные жители района написали множество бумаг в разные инстанции с просьбой реставрировать усадьбу и сделать из нее музей. Но город молчит. Только красивый верхний парк с прудом и вековыми деревьями, видевшими столько великих людей, радует посетителей. Сама же усадьба терпеливо ждёт своей очереди на ремонт.

Дождётся ли?….

Москва – Стокгольм, июль 2015 г.