Амнистия капитала: «Вернись ко мне — я все прощу», но…

| статьи | печать

Законопроект об амнистии капиталов, одобренный Госдумой в среду, 13 мая, в первом чтении, затронет имущество и деньги россиян, нарушивших налоговое, валютное и таможенное законодательство. Активы, полученные в результате ­совершения других преступлений, в частности мошенничества и коррупции, под его действие не подпадут. Эксперты прогнозируют, что большая часть капиталов останется за рубежом.

Проект закона «О доб­ровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» дает право всем желающим физическим лицам представить специальную декларацию, содержащую сведения о своем имуществе за рубежом (недвижимости, ценных бумагах, долях в уставном капитале). Кроме того, в декларации могут содержаться сведения о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых россиянин признается контролирующим лицом, о счетах в банках, расположенных за пределами РФ.

Гражданин, решившийся на столь отважный шаг, вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения имущества, указанного в декларации, и источниках денежных средств, находящихся на своих счетах (вкладах). Он освобождается от административной и уголовной ответственности при выявлении факта нарушения им налогового, валютного и таможенного законодательства в процессе приобретения, использования либо распоряжения декларируемыми ­активами.

Владельцам зарубежных активов особенно приятно было узнать, что действие гарантий, предусмотренных проектом закона, не зависит от факта возврата имущества на территорию Российской Федерации. Исключение составляют случаи, когда имущество находится в государстве, включенном в список ФАТФ, или стране, с которыми отсутствует международный договор России по вопросам налогообложения.

Войти в реку амнистии можно только один раз. При этом нужно успеть дойти до налогового органа по месту своего налогового учета до конца нынешнего года. Повторное представление декларации не допускается.

Отважным декларантам законопроект обещает глубокую конфиденциальность. «Ни факт представления декларации, ни информация, содержащаяся в ней, не будут общедоступны. Это будет строжайшая налоговая тайна. Эта информация не может быть представлена в том числе силовым органам», — заверил депутатов Госдумы замглавы Минфина Сергей Шаталов, представлявший проект закона.

И здесь возникает определенная коллизия. Ведь проект закона не предусматривает амнистию активов, полученных в результате коррупции, отмывания денег, мошенничества и ряда других преступлений.

Не совсем понятно, кто в условиях, предполагающих закрытие доступа к информации, содержащейся в декларации, правоохранительным органам, будет определять правдивость источника происхождения капиталов. Не будет ли впоследствии внесена поправка в закон о возможности такого доступа силовикам? Ведь у России есть обязательства и перед ФАТФ.

«Вариант закона, внесенный в Государственную думу, работоспособен, — считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Но, возможно, в нем стоит предусмотреть ряд дополнительных гарантий для предпринимателей, в частнос­ти освобождение от ответственности не только физических, но и юридичес­ких лиц».

Дополнительные гарантии, наверное, не помешают. Приведем слова депутата фракция КПРФ Веры Ганзи, выступившей на обсуждении проекта закона в Госдуме: «Очень хотелось бы посмотреть на того экстремала, который заберет свои деньги из офшорной зоны и переведет их в Россию».

Впрочем, и за границей, по словам председателя парламентского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, судьба российских капиталов туманна, точнее, чересчур прозрачна. Мировая финансовая система становится все более открытой, и с 2018 г. многие государства подпишут соглашение о том, чтобы в автоматическом режиме обмениваться информацией о банковских счетах и имуществе.